Найти тему

Из духовной столицы Польши

Фонд редкой книги музея можно представить как коллекцию многочисленных осколков библиотечных собраний прошлого. Есть совсем маленькие, «глухие» осколки, которые в силу разных причин не могут рассказать о своих бывших владельцах, но есть и целые группы книг, объединенных общим происхождением и историей. Одну из таких групп представляют 13 книг из духовного центра Польши города Гнезно. Имеющаяся на этих книгах запись [ Ex libris Seminaris Gnesnensis ] свидетельствует о том, что в свое время они были частью библиотеки Высшей духовной семинарии в Гнезно, образовательного учреждения, основанного в 1583 году примасом Польши Станиславом Карнковским (1520 - 1603). Судя по всему, и основатель Карнковский, и прочие гнезненские архиепископы уделяли особое внимание формированию библиотеки семинарии. Так в нашей небольшой коллекции одна книга имеет суперэкслибрис Станислава Карнковского, бывшего примасом польским в 1581-1603 гг., а две других – суперэкслибрис Бернарда Мациевского, занимавшего этот пост в 1606 - 1608 гг.

Суперэкслибрис Бернарда Мациевского - герб Циолек на картуше, увенчанный инфулой, в окружении инициалов B(ernardus) M(aciejowski) E(piscopus) C(racoviensis) D(ux) S(everiensis)
Суперэкслибрис Бернарда Мациевского - герб Циолек на картуше, увенчанный инфулой, в окружении инициалов B(ernardus) M(aciejowski) E(piscopus) C(racoviensis) D(ux) S(everiensis)

Упомянутая выше запись, свидетельствующая о принадлежности книг гнезненской семинарии, дополняется на всех книгах другой записью - [ Congregationis missionis Gnesnensis ], которая, в свою очередь, говорит нам о том, что в определенный момент времени гнезненской духовной семинарией, как и ее библиотекой, руководили монахи из конгрегации лазаристов или Ордена Святого Викентия. Установить, с какого именно момента лазаристы привлекаются для организации образовательного процесса гнезненской семинарии невозможно по причине лапидарности архивных данных, но, скорее всего, это происходит в 20-30ые годы XVIII го века. Собственно, каталогизацией семинарской библиотеки в 1750-х годах занимается библиотекарь Анджей Прусецкий, член конгрегации лазаристов – и нам кажется, что именно в этот период на книгах появляется соответствующая запись.

Титульный лист сочинения Павла Орозия «История против язычников» (Кельн, 1561) с записями библиотек гнезненских лазаристов и прихода в Дмосине
Титульный лист сочинения Павла Орозия «История против язычников» (Кельн, 1561) с записями библиотек гнезненских лазаристов и прихода в Дмосине

Еще одним элементом, объединяющим книги данной группы, является деликатная полупрозрачная наклейка, расположенная на титульном листе, и содержащая надпись [ Ex libris Ecclesiae Dmosinensis ]. На разгадку того, что значит это « Dmosinensis » ушло очень много времени. И с помощью сервиса Google Maps нами была обнаружена сельская гмина Дмосин, входящая в Бжезинский повят Лодзинского воеводства. Гмина Дмосин представлена тремя католическими приходами, центром одного из них является церковь св. Апостола Андрея и Маргариты Антиохийской в Дмосине. Церковь, существовавшая на этом месте, была разрушена во время «шведского потопа» в 1657 году, после чего была возведена часовня.

Костел святого Андрей и святой Маргариты в Дмосине. Именно сюда были перемещены книги из Гнезно
Костел святого Андрей и святой Маргариты в Дмосине. Именно сюда были перемещены книги из Гнезно

Однако в начале XVIII века дмосинский приход переходит в ведение выше упомянутой конгрегации лазаристов – и в 1728 году член конгрегации ксендз Едржи Зигмунт Рынек начинается строительство однонефного костела в стиле барокко, который будет освящен гнезненским епископом-суфраганом Кшиштофом Добинским в 1761 году. У нас есть основание полагать, что до 1797 года, когда лазаристы срочно свернули свою деятельность в Польше по указу новых прусских властей - конгрегацией, контролировавшей в значительной степени польские духовные образовательные учреждения, были проведены определенные «перетасовки» книжных фондов в этих самых учреждениях. Пополнив фонд библиотеки гнезненской семинарии за счет соборной библиотеки, ответственные лица в то же время могли формировать своего рода обменный фонд, из которого книги передавались в подконтрольные конгрегации приходы в разных частях Польши.

К сожалению, как часто бывает, мы не располагаем информацией о том, каким именно образом и откуда данные книги поступили в Музей истории религии.