Найти тему
script bro | сценаристы

Нейронаука сторителлинга. Интервью с автором книги "С первой фразы. Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию"

Простой вопрос: “Как написать эффективную и увлекательную историю?”

Спросите об этом Лизу Крон. Опытный автор и наставник по сторителлингу, она только что опубликовала свою вторую книгу "Гений истории" (подзаголовок: Как использовать науку о мозге, чтобы выйти за рамки изложения и написать захватывающий роман).

Это своего рода учебное пособие, оно обучает когнитивным стратегиям повествования и использует фактическую науку о мозге, чтобы помочь своим читателям стать лучшими писателями.

Книга Крон 2012 года Wired for Story ( на русском «С первой фразы: как увлечь читателя используя когнитивную психологию») стала прорывным хитом в писательском сообществе и точно так же научила писателей смотреть на историю с другой, научно обоснованной точки зрения.

Конечная цель книги - помочь написать убедительный роман (или сценарий), который имеет смысл и захватывает внимание аудитории с самого первого предложения.

Крон работала консультантом таких компаний, как Warner Bros, Village Roadshow и в агентстве Уильяма Морриса. Кроме того, она учитель и персональный наставник для писателей (будь то романисты или сценаристы).

Это небольшое интервью с Лизой Крон.

Расскажите мне о своём профессиональном прошлом. Какие из наиболее распространенных ошибок, которые вы видели, привели вас к написанию как этой книги, так и её предшественницы?

Я люблю истории всю свою жизнь. Когда я закончила колледж, я переехала в Нью – Йорк, и я действительно хотела быть писателем - это была моя цель. Но у меня не было смелости, чтобы сделать это.

Поэтому я пошла в издательство, и там узнала что такое настоящая рукопись. Работая в "Нортоне", я попала в отдел рекламы, но мне также разрешалось читать тексты, которые присылались авторами. Поэтому я начала читать, и мне это очень понравилось. Затем я пошла работать редактором в крошечное издательство в Санта-Фе и снова читала рукописи и помогала авторам улучшать текст.

Также, я немного поработала на телевидении – в реалити-шоу, до того, как они стали популярны. Это было само по себе образование, но телевизионная индустрия меня не увлекла.

Я думаю, что самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, когда думаем об историях, заключается в том, что мы думаем о них как о развлечении. Они развлекают, да – но прежде всего, они захватывают нас так, чтобы поставить все наши биологические процессы на тайм-аут.

Затем они творят свою магию, вкладывая в нас знания, как нам ориентироваться в нашей реальности или переносить нас в другие вселенные. История - это первая виртуальная реальность.

Проблема, которую я обнаружила в индустрии развлечений, заключалась в том, что независимо от того, что вы делали, когда это шоу заканчивалось, нужно было заново выстраивать все процессы и начинать всё по новой. И это было так безумно трудно. Поскольку я работал с компанией, каждый раз, когда они что-то делали, я возвращалась и снова работала на них. Это было слишком напряженно.

В тот момент я начала работать со сценаристами, давать заметки. Я работал на Warner Bros, писала отчеты в основном для книг и фильмов, хотя и сценарии тоже. В Нью-Йорке, где я в то время жила, у них был действительно отличный отдел разработки историй.

Когда "Почтальон" провалился, они закрыли свой нью-йоркский отдел и все потеряли работу. Женщина, которая руководила отделом, забрала всех редакторов, которые у нее были, и нашла им другую работу. Именно так я начала работать в отделе книг и фильмов в William Morris, ещё до того, как он стал WME. Это было потрясающе, и мне это нравилось.

-2

Читая рукописи в течение десятилетий, я начала понимать, что то, что я искала и что сделало рукопись/рассказ/сценарий успешными, не имело ничего общего с тем, чему нас учили. Это сокровенная тайна притягивала меня и привело к осознанию того, что, хотя каждый совершал ошибки по-своему, все они совершали одни и те же ошибки.

Именно тогда я начал думать о том, “что ищу тексты и истории, которые вызывают во мне чувства и заставляют задавать вопрос: что будет дальше?” В тот момент я начал преподавать литературу в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и работать один на один с писателями, что во многом является тем, чем я занимаюсь сейчас в качестве наставника по сторителлингу.

Я начала читать "науку о мозге", так как нейробиология в тот момент находилась на пике популярности. Проводя исследования для своей книги Wired for Story, я поняла, что моя теория на самом деле заключается в том, как мы обрабатываем информацию. Если есть наука, которая изучает наше поведение и привычки, то может быть написать книгу о том как эти привычки и поведение использовать в тексте? Вот, что стало поводом для написания книги "С первой фразы".

Книга "С первой фразы" действительно раскладывает всё по местам и говорит вам, что искать и что делать...но это всё ещё общая теория в какой-то степени. Поэтому вопрос такой: “Как писатель, чем вы занимаетесь? Как вы идёте, шаг за шагом, и реализуете это так, чтобы быть уверенной, что у вас есть что-то годное с первой страницы?”

Я выступала на писательских конференциях и начала учить, как разобраться с теорией и что делать, начиная с самой первой идеи и заканчивая полноценным проектом, будь то роман, сценарий или что-то ещё.

Я думаю, что писать везде учат неправильно, и это меня расстраивает. Сторителлингу учат так, как будто это что-то извне, а это не так.

Я знаю, что иногда говорю провокационные вещи, но я бы сожгла каждый экземпляр "Путешествия героя" и каждую книгу по создании истории на этой планете, будь моя воля. Потому что я думаю, что это вводит людей в заблуждение. В них речь идёт о форме чего-то, что уже было создано. А ведь перед нами всегда чистый лист.

Книги по структуре сюжета берут очень популярные фильмы, которые мы все видели, и разбирают их. Когда вы смотрите на структуру чего-то, что вы видели, что, как вы знаете, захватило вас, вы уже предоставляете внутреннюю историю, которую сюжет не мог бы вам дать.

Итак, вы смотрите на структуру, о которой они говорят, и думаете: “Если я просто буду придерживаться этой структуре, то у меня будет история”. Любой, кто читает много сценариев, знает, что это так распространено. Сценарии действительно трудно писать – и во многих из них может быть сюжет, но нет истории.

-3

Давайте возьмем чрезвычайно успешный сериал, например "Во все тяжкие" – что такого сделали Винс Гиллиган и его сценаристы, чтобы сделать историю такой привлекательной и дать зрителям мгновенный “крючок”?

Я следила за историей каждую минуту. Но могу ли я поговорить с вами об одной вещи, которой не хватало в этом шоу? Мы так и не поняли, что на самом деле произошло, когда Уолтера выгнали из компании, которую он основал вместе с друзьями. Вот что на самом деле сказало бы нам, кто этот парень и в чём его проблема. Что же заставило его уйти?

Я могла найти десятки вариантов, но не знаю, какой из них окажется правильным. Это было скрыто и подразумевалось, что зритель сам догадается, но если там и был ответ, то я его пропустила. Я ждала ответа всё время, и именно это, по-моему, было самым большим недостатком шоу.

Но я думаю, что у "Во все тяжкие" был самый блестящий финал из всех шоу, которые я когда-либо видела в своей жизни. И это было умно. Это привело тебя в полный восторг, и в конце концов я поняла, что он умер счастливым. Он получил то, что хотел.

Винс Гиллиган сказал, что хотел бы написать шоу, в котором персонаж превратился бы из главного героя в антагониста. Уолтер Уайт так и сделал, но для этого всегда была причина.

Я думаю, что гениальность этого шоу заключалась в том, что вы всегда знали, почему он делает то, что делает. И вы видели, что с ним происходило и как это меняло Уолтера. Например, в эпизоде, где он позволил девушке Джесси умереть. Вы видите всё уровни того, что движет им. Вы видите, как это отражается на его лице.

Сценаристы блестяще выполнили работу, потому что дали вам так много информации о нём. В романе мы были бы в его голове и слышали его. Но кино и телешоу такого не сделать.

Я думаю, что ещё одна причина успеха Breaking Bad заключается в том, что вы так хорошо знали всех остальных персонажей. Каждый другой персонаж был создан, чтобы заставить Уолтера пройти через его путешествие.

Несмотря на то, что они были индивидуальностями сами по себе, и каждый из них имел свою собственную арку, они всё ещё были там, чтобы заставить его пройти через эту внутреннюю трансформацию, которую он сделал, начиная с первого эпизода. И вы знали, что каждый из них влияет на Уолтера.

Мы также сопереживаем всем – Тако, Гусу...всем. На каком-то уровне тебе все нравились. Хочется стереть себе память, чтобы увидеть "Во все тяжкие" снова в первый раз!

-4

В Story Genius вы говорите о неправильных методах письма, таких как "техника свободного письма". Как вы работаете с клиентами, которые могут быть по-другому настроены в своём подходе к написанию и изначально сопротивляться вашей стратегии?

[Техника свободного письма - это письмо без заранее написанного черновика и ограниченной степени планирования истории]

Честно говоря, я считаю, что это идиотизм. Но это так распространено, потому что кажется легким. Такое чувство, что именно так всё и нужно делать. Сторителлингу учат так, как будто речь идет о таланте, и если он у вас есть и вы раскроете свой творческий потенциал, у вас будет история. Это так не работает. Вот почему так много сценариев и рукописей ужасны.

Я думаю, что писателей учат либо структурам, либо по каким-то странным техникам, вроде того же "свободного письма" или "утренних страниц".

Это на 100% неправильно, потому что оба этих способа начинаются на странице 1. Оба они начинают так, как будто речь идёт о сюжете, а затем сюжет каким-то образом рождает главного героя. Я думаю, что есть очень мало людей, которые могут сделать это хорошо. Они прирожденные рассказчики, и они могут просто сесть и написать список белья, а вы рыдаете над бедственным положением плохо отсортированных носков.

Робин Данбар - эволюционный психолог, преподающий в Оксфорде. Он написал статью о том, что мы все знаем и умеем рассказывать истории. Никто не должен учить вас наслаждаться историей – вы получаете это с того момента, как начинаете понимать язык. Так почему же так мало хороших писателей?

Он назвал это слоями интенциональности, что означает, что вы знаете, о чём думает каждый персонаж в каждой сцене в каждой истории. Во что они верят, какова их общая повестка дня и как они собираются реагировать на происходящее. У вас есть все эти слои в голове, и поэтому вы можете записать их в сцену.

Вы же знаете, что такое сцены – в них как будто должно происходить одно и то же. Но это не тот случай. Сюжет, линии героев, внутренний мир персонажей...всё складывается в одно, чтобы создать сцену.

Это трудно сделать. Даже для многих людей, которые прирождённые мастера слова. Вот почему вы можете посмотреть фильм или книгу, где начало великолепно, а затем внезапно появляются эти длинные отрезки, где вы ждёте, когда произойдёт что-то интересное. Это происходит потому, что история не была связана с той единственной проблемой, которая растет, обостряется и усложняется.

Настоящая проблема, которая движет, - это не проблема сюжета, а проблема истории. Что началось задолго до сюжета...вот почему структуры не работают. Персонаж приходит на страницу 1 с тем, что он хочет, кто он и как он видит вещи. Это то, что движет всем, и на самом деле то, что создает и управляет сюжетом. Итак, если вы начнёте прямо оттуда, как вы доберетесь куда-нибудь?

Поэтому я предположила, что написание предыстории очень важно.

100%. Есть ли это в сценарии или нет, это то, что движет всем. Моя любимая цитата Фолкнера: “Прошлое не мертво. Это даже не прошлое”.

Подумайте об этом в своей собственной жизни. Подумайте прямо сейчас, что вы хотите сделать, как вы оцениваете то, что я говорю, что вы сделаете дальше...всё это пришло из вашего прошлого. То, как вы реагируете на то, что я говорю, пришло из вашего опыта. Это объектив, который вы используете, чтобы оценить то, что я говорю. Что вы хотите, каковы ваши ценности.

Истории - это повествование о ком-то, кто входит в наше поле зрения с сформированным моральным кодексом ещё до того как сюжет начался . Не зная этого, вы в конечном итоге получаете много пустых фильмов.

Поэтому сериалы и захватили мир. Там так много рассказано о каждом персонаже. В фильмах, мы не всегда успеваем захватить все нюансы героев. Я смотрю на то, что видел миллион раз раньше, и это поверхностный материал.

Наш сценарный курс

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.