Почему шедевральная фраза из фильма "Джентельмены удачи": "Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста", вызывает смех? Потому что в ней используется стилистически возвышенный оборот "кушать подано" рядом с просторечным грубоватым "жрать". Комизм усиливается вежливым "пожалуйста" после неодобрительного "жрать".
В таких примерах воплощается талант авторов, а также ум и хорошее знание теории. Ведь использование стилистически нейтрального "садитесь есть, пожалуйста" убило бы комичность эпизода. К тому же, как помним, главный герой перевоспитывал уголовников, учил говорить "не на фене", и в этом эпизоде Алибабаевич демонстрирует искреннее желание быть культурным, в то же время, будучи не в состоянии отказаться от приобретенных стереотипов.
Многие задаются вопросом: "Как правильно говорить: кушать или есть? В чем разница в словах "кушать" и "есть"? И, обычно, не возникает вопроса "как правильно говорить: кушать или жрать? ". Всем очевидно, что слово "жрать" - некультурное, грубое. Действительно, "жрать" считается разговорным словом, вульгарным.
В детстве я слышала: "Жрут животные, а люди едят или даже "кушают" (это - если с ножом и вилкой). Но я продолжала отстаивать мнение, что животные именно едят, глядя на культурных домашних кошечек, которые тщательно умывались после каждого приема пищи.
Сегодня слово "жрать" ассоциируется с поглощением пищи в больших количествах, жадно, неаккуратно, некрасиво. Оно - яркое, эмоционально окрашенное ("Пожар! Огонь быстро распространялся, пожирая все вокруг")
"Жрать" имеет родственные слова: "жерло", "горло". В результате изменения произношения (палатализация) слово горло (гърдло) перешло в жерло (жьрдло). Получилось 2 разных слова. По сути они обозначают одно и тоже, но мы говорим "жерло вулкана" , а не "горло вулкана", снова по той же причине: слово "жерло" , как и "жрать" ассоциируется с чем-то большим, эмоционально насыщенным.
В древности горы виделись людям великанами. Не удивительно, что у некоторых пробудившихся великанов обнаружилось именно жерло, то есть горло, говоря современным языком
Наверное, нет такого даже самого образованного носителя русского языка, который хоть раз в жизни не подумал бы при остром голоде, что "жрать охота! слона бы съел..." Эмоциональная, но негативная коннотация. "Плохое слово". Но так было не всегда ...
Слово "жрать" имеет древнейшие корни . Оно не только общеславянское, но и относится к периоду индоевропейской общности.
Почему вообще слово, обозначающее принятие пищи стало "плохим", даже "запрещенным"? Оно не содержит признаков табу в обществе: не называет полового акта, не указывает на детородные органы и другие табуированные атрибуты.
Почему и как слово "жрать" стало "плохим"?
Говоря коротко, слово "жрать" было объявлено "плохим" и отменено в приказном порядке в период установления христианства на Руси, потому что было связано с исполнением древних религиозных ритуалов, связанных с принесением жертв. Соответственно, кто совершал ритуалы? Жрецы. Жрецов, не отступающих от своей веры, уничтожали в социальном плане, морально либо физически.
"Ты (человек) бога оставив, рекам и источникам требы полагавши и жреши яко богу твари бездушной" , - обвиняли христианские священники древнерусских язычников в религиозных ритуалах у рек и источников.
С этимологией, происхождением анализируемого слова связаны жертвоприношения , которыми могли быть животные, растения или другая еда, которую после посвящения богу, съедали (но необязательно). В современном украинском языке, например, сохранилось много архаизмов, по-украински слово "жрать" = "жерты", что прямо подтверждает родственность слов ЖРАТЬ и ЖЕРТВА.
Еще пример из поучений раннехристианских священников язычникам-славянам: "О, убогая курята... на жертву идолам режутся и то блудивше сами ядять. И иные водами потапляемы суть. А друзии к кладязем приходяще моляться и в воду мечуть". Здесь описываются ритуалы жертвы, при котором либо посвящают курицу божеству, затем едят ее, либо погружают в воду, отдавая какому-то водному божеству.
Для наших древних предков слово "жрать" , "жерты" было не ругательным, имело не заниженную коннотацию, а наоборот - значение святости, служения, праздника и еще - общности, общины, родства с людьми, природой, высшими силами.
Во времена установления христианства на Руси репрессиям подверглась сама исконная религия древней Руси, ее служители и последователи. Исчезли жрецы, кощунники, баяны , волхвы, а вместе с ними и слова, их называющие, либо забылись, либо были опорочены. Так, слово "жрать" со временем приобрело негативную коннотацию и было заменено нейтральным, по большей части непонятным народу латинским словом "есть" (поэтому чаще и употреблялось "кушать", "кушанье").
Примеров ритуального освящения пищи перед ее употреблением - множество. Практически, во всех религиях мира есть процесс освящения пищи с дальнейшим ее употреблением, есть он и в христианстве. Это и еда и питье, освященные в церкви, и традиция молиться перед каждым приемом пищи. И это - хорошо. И дело было, конечно же, вовсе не в посвящении еды высшим силам перед тем, как ее съесть.
Большинство академических трудов указывают, что двоеверие, сохранение славянских языческих традиций наряду с христианскими продолжалось на Руси "вплоть до XIX века". Но после распада Советского Союза стало очевидно, что несмотря на то, что несколько поколений выросло в атеистической среде, наши люди сохранили глубинную внутреннюю религиозность по сей день.
Древнерусских жрецов заменили другие, христианские служители культа, на месте древних капищ построены христианские храмы (подробнее - здесь ), на даты древнеславянских праздников назначены новые, христианские, жертвенные приношения видоизменились. Но язык народа сохранил истину в корнях своих древних слов. Конечно, уже невозможно реабилитировать такие слова, как "жрать", "выкобениваться" или "кощей", но надо помнить, что в них - ключи к пониманию истории.