Найти в Дзене
Павел Карякин

О культурно-историческом значении проекта "Тобольск и вся Сибирь". Обзор альманаха №23, посвящённого городу Кургану, часть 8

Из открытых источников
Из открытых источников

Подробный обзор альманаха №23 "Тобольск и вся Сибирь. Курган"

Статья опубликована в Отчёте общественного благотворительного фонда "Возрождение Тобольска" за 2014 год

8

Выше уже упоминалось о культурно-духовном аспекте социального развития. Это был раздел «Сибирский изборник, где речь шла о поэзии. В разделе «Галерея» авторы – искусствоведы Светлана Кулакова и Ольга Луцко – разворачивают тему изобразительного искусства – тему живописи. Очерк «Пейзажи родных улиц» весьма символичен для данного альманаха и в какой-то мере перекликается с материалом статьи Екатерины Тершуковой «Город как палимпсест». Писавшиеся в разное время курганцами живописные и графические произведения, в которых нашёл отражение родной город, имеют невероятную ценность не только художественную и культурологическую, но и документально-историческую, как некие запечатлённые свидетельства, отражающие среди прочего, дух времени. Материалы очерков снабжены изумительными репродукциями курганских художников: Боровикова, Травникова, Пичугина, и, конечно, одного из зачинателей курганской акварели, ключевой фигуры художественного процесса Кургана, известной за пределами Зауралья – Александра Михайловича Петухова, которому в этом альманахе посвящён отдельный очерк – «Гори, гори, моя звезда…». Отдельный материал Светланой Кулаковой посвящён и другому выдающемуся курганскому художнику – Валериану Фёдоровичу Илюшину (раздел «Судьбы и характеры») – яркому приверженцу традиций русского реалистического искусства, посвятившему Зауралью множество исторических картин, пейзажей, портретов, замечательному педагогу, среди учеников которого, кстати, были вышеупомянутые Петухов и Пичугин.

Раздел «Вернисаж», который представляют члены Союза художников России: Любовь Кочарина, Ольга Науменко и Ольга Луцко, является логическим продолжением темы из раздела «Галерея». Все три очерка снабжены великолепными репродукциями курганских живописцев: Пичугина, Травникова, Горбачёва, Година, Кожевникова, Луцко, Санина, Суздальцева и других. Материал первого автора «И оживает зимний сад…» посвящён творчеству блестящего курганского художника – Вячеслава Алексеевича Пичугина. Текст статьи предложен автором в очень мягкой, образной и поэтичной форме, я бы даже сказал камерной форме. Любовь Кочарина обладает уникальным свойством описывать тонкости и художественные детали живописи при помощи средств другой творческой стихии – музыки. Сами же картины, при описании Кочариной, проникнутом волшебной лирикой образов, натурально оживают, словно в кино, разворачивая тонкое, эфемерное пространство; при этом ощущение такое, что можно протянуть руку и потрогать фактуру.

Герман Алексеевич Травников – герой материала под оригинальным названием «Акварельный внедорожник» – народный художник России, чьё мастерство основано на изучении традиций русской реалистической пейзажной живописи. В этом очерке, прослеживающем связь времён, человеческого бытия, жизненного опыта, лирики живописи, в очередной раз с трепетом осознаёшь, насколько истинный дар, как результат особенного мироощущения мастера, заложенного высоким проведением, сообщает зрителю ощущение полёта, внутреннего обогащения, после которого само время утрачивает ход – его, времени, то есть, словно и не существует в эти прекрасные мгновенья общения с красотой…

Очерк «Акварель всероссийского масштаба» с гордостью рассказывает нам о выставках акварели, проходящих в Кургане с 2002 года на традиционной основе. Акварель – особенная живописная техника, живущая по своим канонам со своим специфическим колоритом и своеобразием. Интересно то, что курганские акварелисты стояли у истоков возрождения этой уникальной техники в 1960-е гг., и именно в Кургане в 1980-е гг. представители творческой интеллигенции выдвинули идею о создании в городе Музея акварели. Экспозиции всероссийских выставок, проводимых в Кургане, демонстрируют потрясающую многоплановость и широчайший спектр возможностей акварели. Сообразуясь со временем, мастер осуществляет творческий поиск в реалистических традициях либо при помощи абстрактных решений, реализуя приёмы техники, созвучные с внутренним мироощущением. Результаты часто непредсказуемы, но всегда интересны. Последнее говорит лишь о том, что творческая мысль неустанно трансформируется и постоянно ищет новых форм и воплощений.

г. Курган (из открытых источников)
г. Курган (из открытых источников)

Продолжение следует

Если было интересно, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень признателен! Всем добра, света и хорошей литературы!