Как гром среди ясного татарстанского неба; как большая капитошка, брошенная с девятого, да что там — с пятнадцатого этажа; как вилка, которая упала на пол в в самый неловкий момент и давай валяться; как облегающее платье на кинозвезде, которое с треском порвалось на красной дорожке и открыло сразу всё самое интересное, — так прозвучала посреди страны новость о том, что Казань официально признана гастрономической столицей России.
Гуляй, Татарстан, разговаривай, Россия!
Моментально отозвался следующим мемом в своих социальных сетях казанский городской сайт «Инде».
Вздрогнула ошарашенная Москва. Поперхнулся пышкой, но быстро овладел собой Петербург. Новосибирск сделал вид, что ничего не слышал. Продавцы сочинского центрального рынка долго спрашивали друг у друга, как правильно пишется: Казань или Рязань, — и не могли никак добиться правильного ответа. И долго, долго перекатывался от Чалтыря до Левбердона и обратно дружный ростовский гогот.
Что же случилось? А вот что случилось: Комитет по развитию туризма города Казани получил в Федеральной службе по интеллектуальной собственности свидетельство о регистрации товарного знака «Казань — гастрономическая столица России» за номером 793112.
Десятки, если не сотни тысяч людей по всей стране много лет подряд не покладая рук работают над развитием культуры еды и над гастрономической привлекательностью своих городов и весей. И вот, весь понедельник 8 февраля 2021 года они провели разинув рот, потому что поняли, что всё это время занимались совсем не тем, чем надо. Оказывается, надо было скорее подавать заявку в Роспатент и её удовлетворять, а не вот это вот всё.
Вот он, передо мной, этот прекрасный документ, который я отыскал на сайте ведомства.
Согласно ему Комитет по развитию туризма города Казани может использовать выражение «Казань — гастрономическая столица России» на защитных бамперах для детских кроватках; на бочках для декантации вина деревянных и бочках причальных неметаллических; на бюстах из дерева, воска, гипса или пластмасс; на валиках для поддерживания подушек; на веерах; на вощине искусственной для ульев; на гнёздах для домашней птицы; на гробах; на досках для объявлений; на ёмкостях для слива масла неметаллических; на занавесях из бисера декоративных; на изделиях из когтей животных и их копыт; на колодах для рубки мяса; на кроватях больничных; на манекенах; на полотенцедержателях; на распятиях из дерева, воска, гипса или пластмасс (впрочем, за исключением ювелирных изделий); на створках раковин устриц, не говоря уже про чучел животных и птиц, янтарь и примерно сотню-другую иных разновидностей вещей.
Но куда важнее то, как будет использоваться этот торговый знак в сфере услуг. Список их настолько длинный, что не позволяет никакому другому городу России до 22 января 2031 года называть себя гастрономической столицей страны, — только Казани. Просто потому, что она так захотела.
Что можно на это сказать.
В Казани, недалеко от Театра имени Камала, на берегу озера Кабан установлена скульптурная композиция «Загадки Шурале». И мне кажется, это именно Шурале, рогатый лесной дух, подсказал казанскому Комитету по туризму действовать так, а не иначе.
Не зря среди пословиц, которые увековечены на этой скульптуре, есть такая: «Где смелость, там и победа».
Наверное, сотрудники Роспатента выдали такое умопромачительное свидетельство исключительно потому, что ошалели от такой невиданной и неслыханной смелости. А точнее сказать, наглости, которая, как говорит другая пословица, — второе счастье.
Я очень люблю Казань. В ней много всего интересного с точки зрения еды. Есть замечательные кафе и рестораны на любой вкус и кошелёк: прекрасное бистро «Артель», основательная «Татарская усадьба», легендарный «Дом чая» и многое, многое другое. Есть Центральный, он же Колхозный, рынок с широким выбором конины и душевными кебабами в кафе «Долина». И есть «Агропарк», аналог московского «Фудсити», только с продуктами преимущественно татарстанского происхождения. В этом городе есть даже худшая пицца в России, чтобы жизнь не казалась татарским мёдом.
Поэтому предлагаю Казани немедленно, пока это не сделал кто-нибудь другой, подать в Роспатент заявку на регистрацию торгового знака «Казань — самая-самая столица России».
А то гробы, полотенцедержатели и валики для поддерживания подушек сами себя, знаете ли, не продадут.
____________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь!
А напоследок — хорошая музыка из Африки, сегодня из Южной: в этой песне Сэнди Би можно помимо прочего подивиться зулусским щёлкающим звукам, которые передаются на письме так: «qh».