Книга С. Моэма "Острие бритвы" увидела свет в 1944 году. А еще через два года вышел фильм по этому роману. У этой экранизации есть два безусловных достоинства. Во-первых, она довольно точно передает текст книги (и даже актрису на главную роль предложил сам автор), во-вторых, время съемок не сильно отстоит от времени действия в романе. То есть, игравшим в фильме актерам в целом было не так сложно понять своих героев.
Это история Ларри Даррела, ветерана первой мировой. Совсем юным он узнал ужасы войны и вернувшись домой решил: теперь он хочет понять мир, найти бога и обрести себя. Благо возможности позволяют, у Ларри есть небольшой ежегодный доход. Но никто не может понять его: ведь мужчина должен работать, тем более, что Америку в XX веке ждет процветание и благоденствие.
Бездельничать? Сейчас, когда молодому человеку предлагают неплохое место и впереди у него столько возможностей? Как можно! Даже невеста Ларри, Изабель не понимает его и после 2 лет ожидания разрывает помолвку. Нет, Ларри не отказывается жениться на ней, он готов это сделать хоть завтра. Но жить им придется на 3 000 фунтов в год. Вы осознали, что сумма для 1920-х (да и для 1940-х) вполне себе неплохая? Прокормить семью на нее можно без проблем. Но Изабель привыкла к роскоши и жизнь в которой не будет бриллиантовых колье и соболиных манто ей не улыбается. Она выходит замуж за другого. А Ларри отправляется в путешествие.
Сначала он странствует по Европе, затем отправляется на восток.
Вернувшись через 10 лет в Европу, он обнаруживает, что муж Изабель потерял все деньги во время Великой Депрессии и сейчас эта семья живет примерно на ту сумму, на которую рассчитывал жить Ларри, когда делал предложение Изабель. Вот так зло пошутила судьба...
Знаете, это очень неплохой фильм. И ставит он нужные вопросы. Главный из них - о месте человека в этом мире. Кто его выбирает: он сам или его окружение? Должен ли человек кому-то что-то или он может руководствоваться в жизни своими желаниями? Что важнее: материальные блага или духовные ценности?
Возможно даже, что тема фильма более актуальна именно сейчас, а не в 1940-е. Ведь нынче происходит переоценка ценностей. Может, кому-то поможет в этом "Острие бритвы".
В фильме великолепные актерские работы, начиная с Тайрона Пауэра (из-за которого, кстати, съемки немного задержали, ждали, когда он демобилизуется) в роли Ларри и Джин Тири (на кандидатуре которой настоял сам Моэм) до Энн Бакстер (сцена, в которой она пытается не поддаться искушению, великолепна) и Клинтона Эбба в роли Эллиота (тоже интересный персонаж: сноб и бездельник с большим сердцем).
Тут нет однозначных персонажей. Права ли Изабель в своем стремлении не допустить женитьбы Ларри на пьянице и наркоманке или она махровая эгоистка, настоящая собака на сене? Кем считать Эллиота: достойным человеком или никчемным небокоптителем? Кто такая Софи: падшая женщина или бедняжка с разбитым сердцем? Да, собственно, как относиться к самому главному герою? Можно искать свое место в жизни в юности, но в 30 лет мужчине все же стоит остепениться. Или нет?
Во второй части у фильма есть некоторые расхождения с романом. Так серьезно расширена роль Ларри и те вещи, которые в книге совершает сам Моэм (да, именно такой персонаж есть в книге и фильме), тут делает Ларри. Он добывает приглашение для Эллиота, он участвует в организации похорон Софи, он выслушивает признание Изабель. Почему так сделали понятно. Пауэр был суперзвездой и фильм ставился явно в расчете на его обаяние. Но "Острие бритвы" это не портит.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/
P.S. Когда действие в фильме перемещается во Францию, герои и вправду временами говорят на французском.
P.P.S. В России фильм выходил под разными названиями: "Острие бритвы", "Лезвие бритвы", "На краю лезвия".