Найти в Дзене
Academia-nadezhda

В чём Микеланджело превзошёл античность?

-2

Самыми яркими фигурами переходного времени высокого Возрождения в Италии были Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Каждая из названных личностей несли свою концепцию искусства, а, следовательно, и картину мира. Леонардо да Винчи интересовала природа, он ее одухотворял. У него природа может быть мятежна, в ней много тайн, страсти, она одухотворена творчеством художника. Микеланджело всегда интересовался человеком, его духом. Он материализовал дух, показал в своих произведениях человека свободного, неистового.

1. Поединок Леонардо и Микеланджело

Их разный подход к изображаемому предмету проявился в картонах, посвященных битвам, которые они создавали в поединке, проведенном как рыцарский поединок, что было характерно для средневековья: «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиаре» Леонардо.

-3

Леонардо да Винчи подошел к изображению битвы натуралистически, показал все кипение страстей, перенапряжение сил, гибель людей, вихрь сражения.

-4

Микеланджело же изобразил купающихся флорентинцев, которых застала весть о приближении врага во время отдыха, внезапно, и надо собрать все силы для отражения врага и защитить родной город. Победит тот, кто будет сильнее духом – та же идея, что и в его Давиде, или абстракция, противопоставленная натуре [1].

«Когда мы говорим, что Микеланджело – гений, мы не только выражаем суждение о его искусстве, но и даем ему историческую оценку. Гений, в представлении людей XVI в., являл собой некую сверхъестественную (ангельскую или демоническую) силу, воздействующую на человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться «вдохновение». Леонардо – «великий ум», но не «гений» в вышеназванном смысле, ибо все его творчество развивается в русле опыта и познания. Микеландже­ло – «гений», потому что его творения наделены силой, которую иначе не назовешь, как сверхъестественной, и которая, возникнув из глубины, устремляется ввысь к чистой трансцендентности» [2] .

2. Роль и место Рафаэля в Высоком Возрождении

Объединил обе тенденции в искусстве Рафаэль. Его можно считать вершиной классического искусства. «Искусство Браманте и Рафаэля, хотя и устремлено к “вечному” классическому идеалу, также тесно связано с определенной исторической ситуацией и является ответом на вопросы, будоражившие в Италии религиозное сознание. Ответ этот носит явно консервативный характер и ставит своей задачей успокоение растревоженных умов и укрепление веры в устойчивость власти и незыблемость таких ценностей, как тождественность веры и разума, разума и истории» [2].

На протяжении веков вплоть до XVIII века в итальянском искусстве будут бороться две тенденции, два идеала Рафаэля и Микеланджело. Они предложат две разные концепции искусства как два разных решения одной и той же проблемы ценности и роли искусства.

3. Идеализм Микеланджело в искусстве

Проанализируем произведения Микеланджело с позиции транслирования в них трансцендентных ценностей, которые он в силу своей гениальности открывал и переводил в форму:

«Важно, однако, то, что описать его, таким образом, значит связать с прошлым, увидеть в нем нечто большее, нежели кусок мрамора определенной величины. Увидеть в нем произведение Микеланджело, значит взглянуть сквозь завесу на то, что лежит за ней» [3].

Творчество Микеланджело Буонарроти мы рассмотрим в ракурсе идей в его произведениях, которые содержали еще не оформленные, но уже слышные гению, идеи будущей эпохи. Рассмотрим одно из первых произведений Микеланджело скульптуру Давида.

-5

Все произведения Микеланджело характеризуются тем, что автор старается показать идею, а не следование природе, как скульпторы и художники кватроченто. В Давиде он показывает не единичное, портретное, целью изображения становится универсальность, которой руководствовался Микеланджело и в которой он обобщал свое знание природы. Он заявляет о совершенно другом подходе к изображению: здесь нет гармонии пропорций, подчеркивается уродливость статуи, огромная грудь, узкие бедра. Здесь включено даже иррациональное начало. В скульптуре он объединил внешний натурализм, свойственный эпохе, с дионисийским началом античности, содержание которого противопоставлялось христианским началам. Микеланджело использовал языческое мировосприятие библейского сюжета, показал героизм, как он его понимал. Он усилил духовное начало, превысив античных скульпторов.

-6

Давид изображен пред битвой, при внешней спокойности, юноша обращен к врагу и в этом заключен вызов, это момент перехода от помысла к действию, момент наивысшего напряжения духовных сил, их концентрация.

«Таким образом, произведение это характеризуется в первую оче­редь двумя чертами: идеалистической тенденцией, которая к тому же направлена не к достижению естественной объективной закономерности, а к усилению эффекта воздействия, и суверенно и индивидуали­стично игнорирует все преграды. Избранное Микеланджело направле­ние могло быть, следовательно, определено как индивидуалистический идеализм» [1] .

Показ героя перед битвой происходит впервые в искусстве, после Микеланджело этого также не происходит (у него есть также изображение солдат в «Битве при Кашине» перед битвой: «Этот картон был первым прекрасным произведением, в котором Микельаньоло выказал свои изумительные дарования, и делал он его в соревновании с другим, который делал такой же, с Леонардо да Винчи. … Пока они были целы, они были школой всему свету» [4])

Автор показывает человека перед выбором, в котором находилось и общество в XVI веке – быть индивидом, свободным, когда ломается весь средневековый лад, разрушаются те структуры, которые защищали человека: цеха, община, сословия, человек оказывался один на один с миром, враждебным, непредсказуемым. Надо было решаться на битву за себя, за свою идентичность, быть ответственным за самого себя. Индивидуализм, который начинает разрабатывать Микеланджело в своих работах, не средневековый – пассивный, созерцательный, для которого искусство было выражением силы, идущей от бога, а индивидуализм активный, где сам человек становится творцом. В Давиде Микеланджело показывает процесс рождения и становления личности. Показывая героя перед схваткой, скульптор создает новый канон в изображении, он выступает как автор, который творит как демиург, разрушая общепринятые подходы, методы, создает новые подходы, трактовки. Более того, теперь не Бог является вдохновителем созданного художником прекрасного (как это было в средние века, например, при написании иконы), а сам художник создает канон, разрабатывает правила художественного воплощения. «В искусстве Микеланджело был первым, кто избрал тогда этот путь, а утвердить подобную тенденцию в других областях духовной жизни оказалось нетрудным. Яснее всего, пожалуй, это проявилось в той концепции политики, которая нашла наиболее выразительное воплощение в произведениях Макиавелли: политика должна быть произведением искусства…»[1]

Макиавелли свою книгу «Государь» писал как произведение искусства, более того, после Макиавелли мысль о том, что источником власти на земле является не бог и не церковь все более побеждает и уже в XVII веке выливается в создании теории общественного договора. Искусство было частью производственной жизни. Художники, скульпторы, поэты входили в цехи. Теперь искусство должно было стать свободной духовной деятельностью. Именно так видел свое творчество Микеланджело, который в силу своего дворянского происхождения не имел права выбирать путь ремесленника. На такой выбор не решился Лоренцо Медичи. Микеланджело разрушал стереотипы, прокладывал путь в другую эпоху. Кроме того, выделение искусства в самостоятельный вид творческой деятельности уравнивал его с эмпирической наукой. Это было проявлено и сформировано в XVII веке.

Вывод:

Но если Микеланджело прокладывал путь к тому, что жизнь человека должна наполняться духовным содержанием и за это отвечает сам человек, в чем и проявляется его новый индивидуализм, человек должен сам себя сделать, как Никколо Никколи, флорентийский гуманист, то сегодня мы не можем подняться в этом вопросе зачастую выше бодибилдинга. Эта ситуация напоминает библейский сюжет с Моисеем с божественными заповедями на скрижалях и народом с золотым тельцом.

Литература:

  1. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: В 2 т. Т. 2. / М. Дворжак. - М.: Искусство, 1978. – С. 17.
  2. Арган, Дж.К. История итальянского искусства: в 2-х т. Т. 2. / Дж.К. Арган. – М.: «Радуга», 1990. – С. 32. С. 14.
  3. Данто, А.С. Аналитическая философия истории. / А.С. Данто. – М.: Идея-Пресс. – 2002. – С. 92.
  4. Челлини, Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции. / Б. Челлини. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – C . 49-50.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Спасибо!

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-7