В первой части статьи мы остановились на вопросе: «Существуют ли чакры на самом деле?». Если ответить коротко, то объективно - не существуют, но субъективно - существуют. Позже, в третьей части, я поясню эту мысль. Но начну издалека.
Первые упоминания чакр принято соотносить со священными писаниями индуизма - Упанишадами. Наиболее ранние из них датируются VIII веком до нашей эры. В то время как существуют ещё более древние тексты, которые можно отнести к истории зарождения концепции чакр. Речь идёт о Гатах Заратуштры. Диалект, на котором написаны Гаты близок к языку Ригведы, которая является древнейшим из индоарийских текстов и датируется 1700-1100 гг. до нашей эры. Конечно упоминания слова «чакра» в Гатах нет, так же как его нет и в индийских текстах. Нет в Гатах и рекомендации медитировать на определённые части тела и представлять всевозможные лотосы. Но если вы сравните описание Бессмертных Святых с нашим списком чакр, вы увидите, без малейших сомнений, их полное соответствие. К сожалению, большая часть текстов Авесты была утрачена. Можно только строить предположения, какая ещё информация находились в утраченной части, ведь словом «маг» изначально называли именно зороастрийских жрецов. Однако все эти знания просочились в самые разные культуры и его отголоски мы наблюдаем до сих пор.
Согласно зороастрийской традиции наш мир был сотворён единым Богом Ахура Маздой (Бог Мудрый). Амеша Спента (Святые Бессмертные) - это ипостаси, проявления Ахура Мазды, который предстаёт перед Заратуштрой единым в семи лицах. В видении Заратуштры Они сияют настолько сильно, что пророк не видит собственной тени на земле. Амеша Спента - не просто абстрактные понятия, это личностные творческие энергии Создателя, отражение которых представлено как на тонком плане, так и в любой материальной вещи. Не удивительно, что Заратуштра увидел Творца именно в семи ликах, если учесть, что основных чакр у нас семь и через каждую из них можно воспринимать информацию о Творце и творении. Таким образом в рамках семичакровой модели полное восприятие соответствует восприятию семи разных аспектов. Сравните с христианской системой, где Бога можно познать преимущественно через Святого Духа (чакра на макушке головы - Сахасрара), ещё Иисуса условно можно соотнести с Логосом (Аджна), через любовь к ближним (можно соотнести с Анахатой) и через созерцание творения (остальные чакры). Подобно этому материальный мир мы воспринимаем всеми пятью чувствами. Каждое чувство: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус - важны для полноценного восприятия.
Очень важный и тонкий момент - направление развития. Мы привыкли считать чакры снизу вверх и воспринимать нижние чакры более примитивными по отношению к верхним. Все «продвинутые мистики» конечно же работают на верхних чакрах.))) Но в зороастризме всё несколько иначе. Дело в том, что любой праведный зороастриец, который живёт по совести, и практикует завещанные Заратуштрой добрые мысли, добрые слова и добрые дела, уже находится на определённом высоком уровне развития. Куда дальше развиваться? Придумывать чакры, находящиеся выше чакры Святого Духа и выше Бога, как это делают некоторые товарищи?
Кстати, в тексте «Шат-Чакра-Нирупана», переведённом Артуром Авалоном (Джон Вудрофф), описаны только шесть чакр. Седьмая - Сахасрара не считается чакрой. Это вход в обитель самого Бога , место освобождения, «где познается Атман». Поэтому и трактат называется Шат-Чакра-Нирупана (описание шести чакр). В зороастризме Бессмертных Святых тоже шесть плюс Ахура Мазда. Чакру Сахасрара можно соотнести со Спента Майнью (Святой Дух) или с самим Ахура Маздой.
Каждому из Бессмертных святых соответствовал свой цветок и говорилось о покровительстве определённой стихии, растительному или животному царству, и людям. Я вижу соответствие Бессмертных Святых чакрам таким:
Спента Майнью или сам Ахура Мазда (Высшая Мудрость, Святой Дух) - Сахасрара.
Воху Мана (Благая Мысль, Благой Помысел) - Аджна.
Аша Вахишта (Истина, Правда, Правь, Вселенский Закон, Справедливость) - Вишудха.
Спента Армайти (Благомыслие Святое, Благочестие) - Анахата.
Хшатра Вайрья (Избранная Власть, Благая Воля) - Манипура.
Хаурватат (Целостность, Полнота) - Свадхистана.
Амертат (Бессмертие) - Муладхара.
На самом деле верха и низа нет, когда речь идёт об ипостасях Всевышнего. Очерёдность перечисления Бессмертных Святых (Амеша Спента) в Гатах не строгая, но вполне прослеживается направление, в котором следует двигаться, чтобы достичь Творца.
С Духом Святым и Лучшею Мыслию, по Истине с делами и словами, тому дадут Бессмертие и Целостность, Мазда Властью, Здравомыслием Ахура. (перевод И.М. Стеблин-Каменского, Йасна 47:1)
Тот же отрывок, но другой перевод:
Тому, кто благодаря Духу Святому (Спента Майнью) трудится усердно, тому, кто в мыслях (Воху Мана), словах (Аша Вахишта) и делах согласен с Правдой (Аша Вахишта), Ахура Мазда дарует Целостность (Аурватат) и Бессмертие (Амертат) с помощью Власти (Хшатра Варья) и Здравомыслия (Спента Армайти). (перевод Myrngwaur)
Каждую Энергию Творца, соответствующую Амеша Спента, следует отыскать в себе. Эти Благие Силы на самом деле не имеют чёткой локализации в пространстве, но на наше тело проецируются в области чакр. Чтобы достичь Полноты, следует максимально развить в себе эти качества в высших формах проявления. Этот путь примерно можно описать так:
Через контакт со Святым Духом (Спента Майнью) приходит осознание (Воху Мана); затем понимание Вселенских Законов и любовь к Правде (Аша Вахишта); потом сострадание и любовь (Спента Армайти); после этого открывается возможность влиять на события посредством осознанной Воли (Хшатра Вайрья); после этого обретается Полнота и Целостность и возможность влияния на саму материю (Хаурватат); и в конце концов достигается уровень Христа, когда становится доступной власть над смертью и можно воскресить своё тело (Амертат). Собственно говоря, Иисус тоже учил обретению целостности и бессмертия. Если вы заметили - движение противоположное движению Кундалини. Но точку А с точкой Б можно соединять по-разному и с разными последствиями.
Примечание: приведённый мной порядок Бессмертных Святых в соответствии с распространённым порядком чакр почти полностью повторяет очерёдность Их почитания по дням месяца в зороастрийском календаре. Исключением являются Спента Армайти и Хшатра Вайрья, которые поменялись местами. Мне кажется, что Воля и Власть больше соответствуют Манипуре, а Доброжелательность Анахате. Возможно изначально так и было, ведь зороастризм пережил полное уничтожение и восстановление. А может быть были времена, когда Власть и Добросердечие просто не представлялись друг без друга.
Продолжение следует.
(Если статья показалась Вам интересной, не забывайте ставить лайк. Это поможет развитию канала. Если хотите высказать своё мнение - пишите комментарий. И подписывайтесь на канал, чтобы видеть другие статьи.)
Читать далее:
Чакры. Правда и вымысел. (1 часть)
Чакры. Правда и вымысел. (3 часть)
О Светлых и Тёмных Потоках и истоках зла.