Маска сейчас - важный элемент социального общения. Она защищает - общество от индивида или индивида от общества, тут пока еще точно не разобрались. Кроме медицинских масок, и в современности, и в древности есть и были маски другого назначения.
О театральных масках мы уже рассказывали. Сегодня поговорим о тех масках, что провожают человека в последний путь.
Погребальная маска - статусный атрибут похорон в древности. Уже для Восточного Средиземноморья 4 тысячи лет назад изготовление масок умерших правителей - вспомним Древний Египет и потрясающую маску Тутанхамона - традиция.
В древнегреческой культуре мы такие маски встречаем в микенских гробницах середины второго тысячелетия до нашей эры. Генрих Шлиман, который открыл миру эти погребальные сооружения, связал их с легендарной микенской династией Атридов, а самую эффектную назвал "Маской Агамемнона". Конечно, он не атрибутировал маску, а, скорее, посвятил её царю Микен XIII века до нашей эры, хорошо известного благодаря гомеровской «Илиаде».
Впрочем, не так уж важно, что находки Шлимана старше Атридов лет на 300. Они — свидетели того, что маска-апотропей (защитник от злых духов) сохраняла индивидуальные черты лиц умерших в мире, где еще не было портретов на надгробиях.
Если для древних египтян погребальная маска или погребальный портрет были важны для правильного существования души в загробном мире, то у европейцев таких сложных систем не было. Скорее, все эти маски на лица умерших, потом гипсовые слепки с них, а позднее - и гипсовые бюсты по слепкам - это все попытки удержать в памяти поколений важных для рода людей.
Но мы отвлеклись. Итак, во второй половине XIX века на полуострове Пелопоннес в Греции были открыты гробницы древних микенцев. В некоторых из них на останках были обнаружены золотые маски. Специалисты отнесли их изготовление к XVI веку до н.э.
Маски из гробниц могильного круга А сделаны из листа золота. Черты лиц на эти листы нанесены чеканкой. Не слишком искусно, но индивидуализация сохранена. Мы видим на масках лица разных людей. Трое из них были похоронены в гробнице IV и двое - в гробнице V.
В гробнице III также были найдены две маски - они покрывали лица детей. Однако детские сделаны из более тонких листов золота и не так сложно проработаны.
А в одной из гробниц могильного круга Б была найдена погребальная маска из электрона - сплава золота и серебра.
"Золотые маски № 253, 254 и 259 передают лица трех пожилых мужчин, причем две первые принадлежали весьма сходным между собою лицам, тогда как маска № 259 отражает лицо совершенно иного облика. Оригиналом ее был круглолицый человек с большими выпуклыми глазами". (Блаватская Т.В. "Ахейская Греция...")
Были ли родственниками "253" и "254", или просто маски сделаны по одному образу - неясно, исследования на этот счет пока не проводились.
В гробнице V были обнаружены два погребения с масками.
Внимания заслуживает та самая "Маска Агамемнона". Она более тонко и тщательно обработана по сравнению с остальными масками. Хочется отметить тонкий нос и - особенно - борода с усами. Ее хозяин явно имел при себе личного цирюльника.
К царю Микен из гомеровского эпоса о Троянской войне маска, конечно, отношения не имеет. Между временем захоронений в гробнице V и походом греков на Илион - три века.
В гробнице Гамма могильного круга Б была найдена электровая (из сплава золота и серебра) погребальная маска.
"Это был старый человек, лицо его измождено и сохраняет усталое выражение. Эта новая маска весьма сходна с двумя золотыми масками № 253 и 254 из IV могилы могильного круга А". (Блаватская Т.В. "Ахейская Греция...")
Кстати, в более поздних погребениях микенцев масок уже не находили. Впрочем, в могильных кругах Микен было еще множество предметов из золота. Так что в будущих публикациях мы расскажем и о них.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены". Спасибо за ваше внимание!