Найти тему

Фразы фотографа-новичка, которые выдают в нём дилетанта

Оглавление

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр. В далёком 2015-2016 году я была частым гостем групп и пабликов на просторах ВКонтакте, которые обсуждали работы знаменитых и не очень фотографов. Спустя время я, конечно, поняла, что все эти группки - концентрированный негатив и просиживание штанов. Полезной информации от "профессионалов", которую я хотела бы получить - приходилось на 1 к 10: 10 негативных комментариев к 1 действительно адекватному. Парочку раз мои фото даже побеждали в номинации "фото недели", хотя это были настолько маленькие группы, что особо похвастаться нечем:

Скриншот автора
Скриншот автора

Помню, как я расстраивалась от жёсткой критики, ведь я считала, что мои фото действительно просто "шедевры"! Естественно, сейчас я на них смотрю с еле сдерживаемым смехом. Уверена, что через 2 года будет то же самое с моими фотографиями 2020-2021, это неминуемо, если твои навыки растут.

Самое смешное, пожалуй, было - это наблюдать баталии под фотографиями, когда автор пытался оспорить мнение критикующих. Я была и по ту, и по другую сторону "баррикад", но в общем и целом - критика в фотопабликах - неблагодарное дело. Сегодня я решила вспомнить самые смешные свои и чужие реплики в ответ на обоснованную и неконструктивную критику, добавляя свои комментарии и руководствуясь своим 5-летним стажем в статусе фотолюбителя.

Фото автора
Фото автора

- Сначала добейся, потом критикуй. Принимаю критику только от профи!

Пожалуй, моя "любимая" фраза, но у меня нет однозначного отношения к ней. С одной стороны, давать совет\критику по запросу автора может давать любой желающий, любой зритель. Как бы выразились эксперты этой площадки - "Не нужно быть шеф-поваром, чтобы понять, что суп пересолен!" Но важно сделать оговорку: правильно работающие вкусовые рецепторы солёного есть у подавляющего большинства населения планеты, а варка супа - бытовой навык, не требующий особого таланта, в то время как художественный вкус развит далеко не у всех, а навык фотографирования не является бытовым. Я, конечно, не любитель "диагнозов по аватарке", но когда у человека все фотографии с "солнышком в руках" - это многое говорит о его вкусе, пусть даже это селфи для соцсети. Профессионал никогда себе такого не позволит, если это, конечно, не высмеивающее фото - китч в фотоискусстве. Поэтому нужно внимательно смотреть, кто даёт тот или иной совет. Всегда можно сказать "спасибо за мнение" и сделать по-своему.

Фото автора
Фото автора

- Дай мне профессиональный фотик, как у тебя, и у меня сразу получится шедевр!

Ещё одна забавная, но спорная оправдашка. Особенно, когда я понимаю, что это мне говорит человек со стареньким полным кадром, а у меня - любительская зеркалка за 35 тысяч рублей. Во-первых, 90% картинки создаёт объектив, во-вторых, камера важна, но её роль переоценена обществом потребления. Снимать можно буквально на тапок, но имеются ограничения - как сильно можно кропнуть кадр, динамический диапазон, уровень шума, гибкость настроек. Как видите, ни слова про свет и композицию, а именно это делает кадр волшебным. Мало иметь дорогую камеру, нужны прямые руки и знание основ, чувство стиля, развитый художественный вкус и насмотренность. Поэтому да, стоимость камеры влияет на качество итоговой картинки, но даже фотографируя на "тушку" за 200-300 тысяч - можно не получить стоящего снимка.

Фото автора. Похоже ведь на эквалайзер?
Фото автора. Похоже ведь на эквалайзер?

- Я горизонт завалил специально, по задумке!

Завал горизонта и правда может быть частью задумки автора. В искусстве есть правило диагонали. Мы, русские (и большинство мира) читаем слева направо и сверху вниз, а диагональ снимка может быть направлена из верхнего левого угла в нижний правый (быстрая) или из нижнего левого в верхний правый (медленная). Также есть деление диагоналей на позитивную и негативную, в зависимости, какой психологический эффект на зрителя оказывается. Естественно, сильно заваленный горизонт создаёт эффект диагонали, его ещё иногда называют "голландский угол" (часто можно увидеть в кино), а заваленный на пару градусов горизонт выглядит, как небрежность автора, и обычно раздражает людей своей неидеальностью. Не то, чтобы все мы были ярыми перфекционистами, просто от ровного горизонта люди чувствуют удовлетворение. Сравните:

Фото автора: до обработки
Фото автора: до обработки

Я сняла 2 кадра с рук, чтобы затем объединить их в панораму, но при склейке я обнаружила несильно заваленный горизонт. Так оставлять было решительно нельзя! И итоговое изображение с постобработкой и выравниванием горизонта на 1,5 градуса (хотя можно было бы даже на 3, но иначе панорама сильно обрезалась бы):

Фото автора: после обработки
Фото автора: после обработки

- Не нравится - не смотри, тебя не просят

Я лояльно отношусь к комментарию "Мне не нравится, слишком ярко для меня, но это только моё мнение", но негативно к "Какая же это дичь, автор, продай камеру и иди на завод клепать ложки. Фотография - не твоё". Чувствуете разницу?

Фото автора
Фото автора

Я нередко отвечаю на подобные высказывания здесь, на Дзене, когда некто начинает меня оскорблять. Правда, зачем вы смотрите и читаете то, что вам не нравится априори? Других дел нет? Не жаль потраченного времени? Подобная "критика" только создаёт больше негатива в обществе, демотивирует автора. Не можете сказать пару одобряющих слов или поддержать новичка? Промолчите, за умного сойдёте. В ином случае, не обижайтесь, если вам пропишут бан. Вы, всё-таки, в гостях у автора. Соблюдайте приличия.

- Покажи, с чего сама начинала! И для твоего опыта - слишком слабые работы

Собственно, это я никогда и не от кого не скрываю. Начинала с сушилки для белья и пледа синего цвета, затем - стул в общежитии, на который накидывала кусок чёрной ткани. Подсвечивала это дело настольной лампой из Икеи, свет - от окна, штативом часто служила стопка книг. И это только портреты (2018-2021 год)!

Фото автора
Фото автора

У каждого свой путь в фотографии, кто-то взлетает за год-два и ещё через год выгорает, а кто-то десятилетиями пытается выйти за собственные рамки, но продолжает любить своё дело. И всё это - нормально. Никогда не надо сравнивать себя с чужим опытом, ведь все мы разные и думаем по-разному. Кроме того:

- Не сравнивай своё начало с чужой серединой

Нельзя сравнивать Айвазовского и художника-мариниста, который начал свою творческую деятельность год назад, приговаривая: "Где ты и где Айвазовский? Брось, не твоё!" Отсылайте таких "советчиков" в недалекое пешее путешествие.

Фото автора
Фото автора

- Правила нужны, чтобы нарушать! Мне так нравится, я так вижу

Да, с правилами - это правда так. С важным уточнением: сначала эти правила нужно изучить и научиться применять. Должна же существовать некая база знаний, которая годами подтверждалась опытным путём? Нет ничего плохого в том, чтобы использовать общепринятые и давно известные приёмы - правило третей, золотое сечение, правило диагоналей, вертикалей, направляющих, равновесия, перспективы. Это наработки признанных и известных в веках деятелей искусства. И с этой информацией нужно считаться. Да, правила создают рамки: трудно быть новатором в мире правил. Но если вы новичок, не стоит оправдывать своё невежество бунтарской натурой.

Спасибо за прочтение! А какие фразы фотографа-дилетанта вам известны?