Не многие знают, но еще во времена Советского Союза в маленьком подмосковном городе Раменское велись разработки по созданию советского поезда на магнитной подушке.
Разработка поезда началась еще в далеком 1975 году, когда стартовала государственная программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», в рамках которой и началась работа над поездом на магнитной подушке. С финансированием при СССР было все отлично, под проект построили специальный цех близ города Раменское и 120-метровый участок трассы для испытаний.
Уже в 1979 году первый вагон на магнитной подушке под названием «ТП-01» успешно прошел первые испытания. Но, к сожалению, все работы по серии ТП были свернуты уже в конце 1980 года.
К большому удивлению, вагон сохранился до наших дней и стоит в ангаре НИИ. Почему его не отдали в музей - остается загадкой, поэтому я сам решил съездить на полигон и посмотреть, что осталось от бывшего НИИ.
Конечно, уже сейчас, когда проект уже давно разрушен и закрыт, многие издания освещали данную тему, о чем я неоднократно читал в интернете, но захотелось взглянуть воочию на ту самую трассу, на которой испытывались изделия.
Выйдя из небольшой лесополосы, которая скрывает НИИ от любопытных глаз с дороги, попадаем на ту самую трассу, на которой ранее испытывались магнитопланы.
За многие годы между рельс проросли деревья. Видно, что трасса давно не используется по назначению, но удивляет ее сохранность. Все рельсы, соединения и нужные для опытов коммуникации - на месте. Скорее всего, это заслуга охраны, которая и по сей день несет свой пост, охраняя ангар от непрошенных гостей.
На этой архивной фотографии можно увидеть испытания самой магнитной подвески, без вагона. Именно тогда длинна эстакадной трассы для экспериментального магнитоплана увеличилась со 120 метров до 850.
Сейчас же территория НИИ полностью сдана в аренду. Еще во времена всеобщей коммерциализации в 90-е годы НИИ поделили на части и решили сдать частникам, оставив лишь одно депо монорельсового поезда.
А вот что писали в советских журналах по поводу новейшей разработки советских ученых.
Именно так в советские годы, выглядели НИИ и депо. Сейчас же дело обстоит немного иначе.
Пути оказались не совсем заброшенными, точнее, первые метров сто - в 2000-х их закрыли крышей для продолжения экспериментов по магнитной левитации, что не могло не радовать. На путях смонтировано несколько железнодорожных тележек, снабжённых многочисленными катушками. Выглядит очень старо и уныло.
По не очень достоверной информации, в 2000-х НИИ снова взялось за разработку поезда на магнитах. Именно так родилась вот эта ГаЗель, когда-то тоже поставленная на магнитную подушку. Для экспериментов её монтировали на левитирующие тележки и запускали по путям.
Сейчас можно разглядеть ее в деталях. Колесная база выглядит очень забавно.
Что интересно, наработки данного НИИ, владеющего данным стендом, все еще живы и даже используются в России. Так, например, московский монорельс на ВДНХ работает с тяговым линейным электроприводом именно их производства. Правда, судя по слухам, монорельс на ВДНХ в скором времени хотят закрыть, но этом уже совсем другая история.
Блуждая вокруг депо и изучая трассу, порой кажется, что ученые вышли буквально на минуту, и вот-вот вернутся, чтобы продолжить свой грандиозный эксперимент.
На прощание заглянем в кабину ГаЗели. Здесь нет привычного всем руля. Вместо него - странный рычаг управления. Вместо селектора КПП видим рычаг управления тягой.
Делаем еще несколько кадров и закругляемся.
Вот так выглядел вагон: своим весом в 12 тонн и вместительностью 18 человек его предполагалось вывести к 1990 году на опытно-эксплуатационный путь протяжённостью 3 километра на участке Ереван - Абовян в Армении.
Однако землетрясение в Армении разрушило эти планы. Скорость состава должны были довести до 180 км/ч, вместимость — до 64 человек, а трассу в Армении заменить участками Шереметьево-2 – Москва и Чертаново – Бутово.
Дефолт в стране поставил окончательный крест на проекте. С тех пор так и стоит никому не нужный памятник несбывшимся советским достижениям.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке: