Обзор книги "Выпрямила" (2007)
Особенностью произведений Успенского является присутствие в них автора в качестве полноправного действующего лица. Мы слышали его голос, он придаёт характер героям, делает выводы. Писательский способ освоения действительности - это исследование. Очерковость повествования и сознательное присутствие автора в итоге делает его прозу публицистической.
Творческой манере писателя свойственен юмор, хотя часто речь идёт о драматических ситуациях. Его постоянно мучила русская неурядица, нескладица общей жизни. Автору была свойственна доброта, излишняя доверчивость, заставлявшие считать его не от мира сего. Особенно тяжело Успенскому давалась изнуряющая борьба с цензурой, довольно-таки придирчивой ко всем его сочинениям.
Образ главного героя в повести
Героем рассказа " Выпрямила", написанного в 1855 году, является сельский учитель Тяпушкин, живущий в глуши деревни, всюду размышляет о судьбах человечества. Он считает, что во все времена и у всех народов человеческая душа жаждет совершенства. В этом стремлении персонаж усматривает залог лучшего для будущего людского.
Учитель не праздного мечтателя здесь представляет и вовсе не баловня судьбы, склонного к прекраснодушному оптимизму. По его взгляду жизнь - это ряд тяжелых сердечных терзаний без просвета.
Тяпушкин похож на многих других героев произведений Успенского, но в тоже самое время он новый человек из тех, которые умеют бороться и знают, во имя чего они ведут эту борьбу.
Главный герой рассказа живет в селе не по воле случая, а по сознательному влечению, заставившему его идти в темную массу народа. Его называют нигилистом, на него строчат донесения. Он просто человек революционного сознания.
Учитель убеждён, что мучения без просвета и могут быть вечным уделом людей. Он улавливает ту светлую нить, которая тянется через всю человеческую историю и даёт людям ощущение радости и гармонии.
Это поэзия земледельческого труда, поэзия единения человека с природой, революционное подвижничество, гармония самопожертвования, олицетворённого в деревушке строгого, почти монашеского типа.
Роль Венеры Милосской в произведении Успенского
Неожиданно и смело рядом с проявлениями гармонии у писателя возникает образ Венеры Милосской. В сознании самого Тяпушкина данная античная статуя "Каменная загадка", заключает в себе пророчество о "выпрямленном человеке" и оно как раз может осуществиться только в бесконечно далёком будущем, не имеющим даже определённых очертаний. Всё равно оно напрямую относится к настоящему, к совершенству души современного человека.
Здесь пропадает различие между злободневным и вечным: подлинная красота, в чем бы она не выражалась, всегда злободневная, так как она истинно "выпрямляет" душу искалеченного теперешнего человека и говорит ему о том, что нельзя ему быть лакеем, банкиром, нищим, кокоткой, нельзя свыкаться с таким порядком, превращающим любого в "скомканную перчатку". Ни в коей мере нельзя позволить, чтобы народ унизил себя до этого всего!
Венера Милосская будто бы объяснила учителю, что ему под силу идти в народ. Именно так главный герой и определил свой выбор, свою дорогу.
Автор вёл повествование от лица людей, которые уже сделали свой выбор, но он также рассказывал и о тех, кто ещё находится на пути и в поиске. Он рассказывал, что его персонажи увидели "там" в народе, среди крестьян и городской бедноты. Писатель показал здесь страшное неустройство народной жизни и порождённые им беды и терзания единичного человека и "человека-народа".