Найти тему
Советское Кино и не только

Почему Данелия не снимал Андрея Миронова

Однажды в обсуждениях творческого пути популярных советских актёров я наткнулся на любопытный вопрос: "например, я не припоминаю ни одной роли Миронова у Данелии. Притом, что оба - безусловно гениальны..."

Задумался над этим. Знаю, что от съёмок в "Джентльменах удачи" Миронов отказался (а ему предлагали) из-за занятости. Что вполне понятно, ведь где-то в это время артист снялся в четырёх фильмов, один из которых - "Достояние республики".

Кадр из фильма "Достояние республики" (1971)
Кадр из фильма "Достояние республики" (1971)

//Да, я помню, что Данелия был не режиссёром "Джентльменов", а художественным руководителем//

А потом?

Оказалось, что причины дальнейшего несотрудничества лежат на поверхности: достаточно просто заглянуть в фильмографии обоих.

Итак, после "Джентльменов" и до смерти Миронова Данелия снял пять полнометражных фильмов:

  1. "Совсем пропащий" (1973)
  2. "Афоня" (1975)
  3. "Мимино" (1977)
  4. "Осенний марафон" (1979)
  5. "Слезы капали" (1982)

Что мы видим? А видим мы, что ни в одном из этих фильмов ни главную роль, ни даже роль второго плана Миронов не мог сыграть. Из-за неподходящего типажа.

Ну, разве можно представить в "Афоне" вместо Куравлёва - Миронова?

Пьющий сантехник, выходец из деревни? Да я вас умоляю!

И вместо Леонова он бы не подошёл, и вместо Брондукова.

"Мимино" - и подавно, не гримировать же под грузина. А для роли ветерана ВОВ (Леонов) - слишком молод.

"Осенний марафон".

Кадр из фильма "Осенний марафон" (1979)
Кадр из фильма "Осенний марафон" (1979)

Миронов в роли Бузыкина дал бы фильму другой акцент (да, можно здесь представить персонажа, подобного Фарятьеву, но это же совсем не то. Да и сложно представить Фарятьева коварным изменщиком). Еще сложнее - отцом взрослой дочери.

Кадр из фильма "Фантазии Фарятьева" (1979)
Кадр из фильма "Фантазии Фарятьева" (1979)

Вместо Леонова - см. выше: всё равно, что Куравлева в "Афоне" на Миронова поменять. Не подходит на роль пьющего работяги он). И датчанин должен был быть именно датчанином, а не узнаваемым комедийным актером.

"Слёзы капали" - слишком молод для ГГ, а для его отца - тем более. Остальные мужские роли там совсем эпизодические.

Остаётся "Совсем пропащий".

Кадр из фильма "Совсем пропащий" (1973)
Кадр из фильма "Совсем пропащий" (1973)

Да, там Миронов, в принципе, подходит по типажу на Герцога или Короля. Но это роли второго плана, а смотрим в фильмографию Миронова - что у него в 1972-1973? "Невероятные приключения итальянцев в России". Жертвовать насыщенной главной ролью у Рязанова с бонусом в виде командировки в Италию ради роли второго плана? Не, не серьезно!

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973)
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973)

Ну, ок. И до "Джентльменов" Миронов уже неплохо засветился, а Данелия кое-что снял.

  • 1962 - "Путь к причалу"
  • 1963 - "Я шагаю по Москве"
  • 1965 - "Тридцать три"
  • 1968 - "Не горюй!"

Даже не прикидывая по ролям, сразу отметаем фильм "Не горюй", время съемок которого совпадало с "Бриллиантовой рукой". Та же история с "Тридцать три" - он совпадает с "Год как жизнь". "Я шагаю по Москве" - с "Три плюс два", а "Путь к причалу" - с "Мой младший брат".

При любых раскладах все четыре фильма, в которых Миронов снялся, были для него, как актера, интереснее тех четырех, в которых он не снялся.

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963)
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963)

Если же по ролям прикидывать, то здесь можно рассматривать только "Я шагаю по Москве". Но кем бы он там мог быть? Сибиряком Володей (Локтев)? Неврастеником Сашей (Стеблов)? Невозмутимым оптимистом Колей (Михалков)?

Нуууу.... нууууу... Оно, конечно, теоретически возможно...

Кадр из фильма "Три плюс два" (1963)
Кадр из фильма "Три плюс два" (1963)

Вот только в "Я шагаю..." пацанам по 18, а Миронов в то время уже совсем не выглядит пацаном

И никакой конспирологии...

Оригинал статьи находится в моём киноблоге