Продолжение серии заметок об одном из лучших рок-клавишников. Ссылки на предыдущие заметки внизу под статьей.
Помимо сверхуспешных "Мифов и Легенд" в октябре 1975-го вышел первый саундтрек Рика Уэйкмана. Звуковая дорожка к фильму "Листомания - Lisztomania" была заказана Рику режиссером Кеном Расселом. К этому моменту на счету Рассела помимо ряда других высоко оцененных критикой экстравагантных работ уже были фильмы о Малере, Чайковском и экранизация рок-оперы "Томми - Tommy" группы The Who. Новая кинокартина, рассказывающая о выдающемся венгерском композиторе Ференце Листе, вышла предельно забавной.
Впрочем, обсуждать достоинства и недостатки фильма - не моя задача. Скажу лишь, что эта пародийно-авангардно-сюрреалистически-психоделическая лента с участием звезд рока Роджера Долтри и Ринго Старра бесконечно далека от традиционных биографий из серии "Жизнь Замечательных Людей".
Саундтрек же почти полностью состоит из музыки Листа и Рихарда Вагнера, которую исполняет в основном Рик. Хотя в некоторых местах его заменяет классический британский пианист Дэвид Уайлд (David Wilde). Первоначальный монтаж и мастеринг был сделан Уэйкманом, но лейбл A&M счел их неудовлетворительными. Поэтому A&M подготовил и выпустил свою собственную версию, не получив одобрения Уэйкмана. В свою очередь клавишник остался недоволен переработанным вариантом, так как тот содержал гораздо меньше его собственной авторской музыки. В итоге материал альбома оказался достаточно хорош за счет пьес композиторов-классиков, обработанных, спродюсированных, аранжированных и сыгранных Уэйкманом. Но где же на этом диске он сам, немного ранее превратившийся из квалифицированного сессионщика в звезду прога? В этой ипостаси его там почти нет...
Вывод: "Lisztomania" представляется мне хотя и не лишенным своеобразного шарма, но всё-таки шагом назад в творчестве музыканта.
Ютуб-канал Zeg
Сам же Уэйкман считает альбом дерьмом. Имеет право.
Следующий диск был записан во Франции в Chateau Studios городка Эрувиль неподалеку от Парижа. Налоги в родной Великобритании были ого-го, поэтому английские музыканты непатриотично съезжали с родной лондонщины, ливерпульщины и бирмингемщины в континентальную Европу. Лейбл A&M (опять он!) настаивал, что хор и оркестр будут лишней опцией в новой записи, поэтому "No Earthly Connection" (1976), обошелся самим Уэйкманом и его English Rock Ensemble. "Неземная связь" вновь вышла концептуальной работой, вдохновленной на сей раз такими таинственными явлениями как Бермудский треугольник, Стоунхендж, египетские пирамиды и НЛО, который Рик, как он утверждал, видел своими глазами. Сам Рик описывает музыку альбома в своих заметках как: "....футуристический, автобиографический взгляд на музыку, на ту роль, которую она играет в нашей предземной, человеческой и загробной жизни".
Удивительно, но он создал этот альбом, до поры до времени не играя музыку с него, поскольку большая часть музыкальных тем "No Earthly Connection" была написана практически на лету, в самолете во время тура в поддержку "Мифов и Легенд".
То ли благодаря этому обстоятельству, то ли сокращенному составу участников записи, но альбом отличается от своих предшественников. Общее помпезное псевдо-классическое барочное настроение остается, но менее напыщенный прог-рок со спейс-психоделическими нотками играет большую роль, чем раньше. Инструментальные партии превосходны, вокал Эшли Холта (Ashley Holt) бесподобен. Прогрессивность клавишных удачно сочетается с традиционным рок-звучанием сопровождающей команды. Возможная претензия к "Неземной связи" только одна. Мощнейший замах вылился всего в 42 минуты музыки. С другой стороны, что бы вышло, воплоти Уэйкман все свои замыслы, никому не известно. Ещё один громоздкий "Tales from Topographic Oceans"? Нет уж. Это был мой первый услышанный альбом Рика. Для меня он был, есть и останется самым лучшим в обширной дискографии клавишного маэстро.
Добавлю ещё пару штрихов. Первый. Не очень приличный, но любопытный и смешной. Звук водопада, звучащий в одной из композиций, был записан с участием всего мужского коллектива, пившего целый день вино, а потом дружно отливающего в металлическую ванну в подвале замка, где находилась студия. Второй. Альбом занял 9-е место в Великобритании и 67-е-в США. Да, ансамбль писающих мальчиков - это сила.
Что касается работ за пределами своей сольной карьеры, то в 1976 году Уэйкман записал клавесин для одной из песен своих старых знакомцев The Strawbs. Это была "Tokyo Rosie" с альбома "Nomadness". Этим и ограничился.
Зато в следующем 1977-ом... Но об этом в следующий раз...
Не стесняйтесь, заходите по ссылке
https://yandex.ru/chat/#/join/4a14cea2-b6fd-49b1-a375-be969e6bb83c
Пишите в чат, и я добавлю Вас в собеседники.
Первая часть рассказа о Рике Уэйкмане.
Вторая часть рассказа о Рике Уэйкмане.