Встретившись холодным сырым утром в вагоне электрички на Савёловском вокзале, первые два с лишним часа мы ехали из столицы на север:
Живописная станция Савёлово - один из самых дальних пунктов подмосковной электрички:
Только это не Подмосковье уже, а Тверская область, городок Кимры. Граница регионов проходит здесь по Волге, и если подмосковная Дубна чуть захлёстывает на левый берег, то тверские Кимры - на правый. В центре города очень красивый мост через Волгу... но полотно и быки его 1970-х годов, а ванты и вовсе 2000-х.
Группа в сборе на фоне моста через Волгу:
Рыбаки на Волге что-то ловили прямо посреди города:
Кимры с их теремками достойны отдельной поездки и отдельного поста, а может и не одного. При царе здесь было огромное благоустроенное село, где шили лучшие в России сапоги, богатея, но оставаясь "в народе"; при Советах из него сделали город, понастроив хрущоб и заводов. Получилось нечто очень самобытное, и явно не для знакомства "на бегу".
А в тот раз нас хватило именно на забег через центр города в Заречье, где у последних теремков мы зашли в магазин да, закупившись продуктами, погрузились в подъехавший ПАЗик:
Который вскоре покинули у деревни Фёдоровка (на карте Фёдоровское, так как это центр сельского поселения), откуда и начали пеший поход:
Но неспешно идя по русской провинции, можешь увидеть немало интересных деталей. Вот у кого-то в окне очаровательная зановесочка:
Деревянный модерн есть не только в Кимрах, но и по окрестным деревням:
Посреди села - одинокий Солдат-Освободитель на фоне сломанной трубы:
Кладбище на краю:
Рукой подать до следующего села со звучным названием Губин-Угол. Не менее интересно оно выглядит на карте - бублик с дыркой вокруг небольшого озерца, к которому свернуть мы тогда, увы, не догадались, а я про такое странное устройство и не знал. По преданию, давным давно здесь под землю провалился целый лес, и во всяком случае сейчас глубина озера более 30 метров.
Я обратил внимание лишь на явно дореволюционное большое каменное здание да более скромный дом поодаль, заметный за розовой курткой:
...Сапоги в Кимрах выделывали как минимум с 16 века - сначала для себя, а так как самым прибыльном делом в этом неплодородном краю было бурлачество, делать обувь надо было на совесть. При Петре I кимрские сапожники стали поставщиками армии, а это, как известно, был самый выгодный бизнес во все времена. Так Кимры превратились во всероссийский центр сапожных дел, где при этом вплоть до начала ХХ века всё производство оставалось сугубо кустарным.
И конечно же речь шла не только о самих Кимрах, выделявшихся потому, что там сапоги ещё и продавали, а обо всей их округе, и свой сапожный магнат был тут едва ли не в каждой деревне. Так и Губин-Угол крепко держал купец Мартынов, для односельчан бывший "крестным отцом", причём многим - в прямом смысле слова. На берегу озера он построил себе усадьбу с купальней, куда по крытой галерее ходила не одеваясь его супруга. Рядом была возведена каменная Покровская церковь (1858), а на проходящей через село дороге - школа (1872), по совместительству служившая и богадельней. Построенное себе и Богу не пережило советских времён, а построенное людям, то есть та самая школа с кадра выше - стоит до сих пор.
Немало тут и деревянных домов с резными наличниками, и даже в обычные крестьянские избы, где вряд ли шили сапоги, с кимрских теремков прокрался деревянный модерн:
Бездорожье тут знатное в любое время. В деревне Ларцево обнаружилась даже шишига, на тот момент знакомая мне по Полярному Уралу :
Джипы и квадрики - транспорт само собой не здешних селян, сапоги шить давно разучившихся, а москвичей, в своё время накупивших дач вдоль Верхней Волги.
Но избы и тут с налётом сельского модерна:
В лесу кто-то охотился на стенд охотхозяйства:
Через пару часов просёка вывела нас к эллингам Московского моря. Летом тут гуляют катера и яхты, а зимой снегоходов больше, чем на Крайнем Севере.
Зимний сумрачный пейзаж Московского моря с адским пламенем ГРЭС в Конаково:
По прямой до её труб больше 20 километров, из которых на замёрзшее водохранилище приходится лишь 4,5 километра - Конаково стоит на другой стороне излучины. Видны на кадре выше и огни всякой техники вроде снегоходов и квадриков - вблизи в сумерках в движении их заснять не представлялось возможным.
На дамбе - загадочный поваленный обелиск, возможно даже 1930-х годов, когда строился Иваньковская ГЭС, образовавшая Московское море.
Дойдя до конца дамбы, мы оказались на окраине ночной Дубны, и прыгнули в ехавший мимо автобус. У вокзала в Дубне стояла расписанная под сруб Баня на Колёсах, которую, видать, порой вызывают в глушь лесов все эти владельцы яхт и снегоходов.