Почему большинство бизнесменов прогорает при организации бизнеса? Увы и ах, - дело не только в законодательстве. Налоги и проверки - это не самое страшное для бизнеса, на мой взгляд.
Как минимум - налоги платятся не сразу, а проверки первые 3 года не проводят - только по наводке недоброжелателей. Самая распространенная причина - это недооценка рисков, с которыми вы как предприниматель неизбежно столкнетесь. От того, как вы справитесь с этими неприятностями - зависит очень многое.
Сотрудники, скорее всего, не будут вас любить
Это не всегда так, но в малом бизнесе со скромными зарплатами - и любовь будет очень скромной. Для них ваш бизнес - это чужое дело, и они не привязаны к нему душой. В большинстве случаев в малом бизнесе все решают 1) деньги 2) расстояние до дома - чтобы удобно было добираться.
Хорошо, если дело будет только в отношении к Вам, и трудовая дисциплина будет в порядке. Хуже - если будут опаздывать, воровать, прогуливать, врать. Есть риск серьезно разочароваться в людях.
Безусловно, можно заменить сотрудника - однако найти достойные кадры задача непростая, а ведь еще нужно обучить и вложить немало усилий. Гарантий, что он ней уйдет в ближайшее время практически никаких никто не дает - даже если сотрудник очень лояльный. На мой взгляд, кадры - эта самая большая сложность малого бизнеса.
Клиенты будут скандалить и качать права
Особенно, если дело касается сферы услуг. Кто-то опоздал, кому-то что-то не понравилось. Если администратор не сможет успокоить и грамотно "принять удар", то он придется уже на собственника бизнеса, даже если вы не рядом. Появятся негативные отзывы в интернете, с которыми нужно будет работать, чтобы не испортить себе репутацию.
Нередко недовольные клиенты пытаются "настучать" на вас в проверяющие органы. Кстати, самыми привередливыми и скандальными клиентами на моей памяти были клиенты с купонаторов, которые хотят выжать максимум за символическую стоимость.
Реклама не будет приносить желаемого эффекта
По крайней мере, у вас уйдет много времени и денег, чтобы понять - что работает, а что нет. Перед этим вы сольете приличный бюджет на промоутеров со спецпредложениями, купонаторы и не очень удачную настройку таргетинга в Instagram - который не приведет вам клиентов.
Арендодатель будет подкладывать вам свинью
А именно - будет пытаться скинуть на вас все проблемы арендуемого помещения (проблемы с проводкой, водой, телефоном, коммунальными расходами). В моем случае еще начался ремонт в соседнем помещении, который превратил работу салона в ад на несколько месяцев.
Еще могут быть нюансы ограничений. Дадут ли вам арендные каникулы, если деятельность приостановят повторно?
А что будет происходить с вами?
Вы будете тренировать свою стрессоустойчивость, перманентно решать возникающие проблемы и считать финансовый результат, а он может быть разным. В самом начале вам ничего не будет доставаться, несмотря на серьезный труд и усилия, которые вы будете прикладывать. Это очень странное чувство - когда за твой труд ты получаешь отрицательный результат, но почти все предприниматели через это проходят.
Что главное? Как выбраться из ямы?
Главное для предпринимателя - это трезвая голова и холодный расчет, умение оценить обстановку и самое главное - перспективы развития бизнеса. Во многих случаях, чтобы вылезти из ямы - надо просто "перестать копать" и своевременная продажа (закрытие) бизнеса намного лучше, чем закрытие бизнеса с долгами и убытками в придачу через 6-12 месяцев.
Не всегда предприниматель может сделать трезвую оценку ситуации - особенно если свой бизнес он создавал своими же руками. Отсюда - долги, кредиты, продажа машины и что еще хуже - единственного жилья, в надежде отыграться. В моем случае мне помогла накопленная подушка - серьезных потерь удалось избежать.
В случае сомнений - полезно получить независимый взгляд на экспертов из индустрии. Мне в свое время это было очень полезно - хотя лучше делать это надо было раньше. Сейчас разные сообщества помогают наладить контакты предпринимателям из самых разных сфер - независимо от регионов во многим случаях бесплатно. Обязательно нужно этим пользоваться!
И напоследок
Когда я смотрю интервью с известными предпринимателями, многие признаются, что у них "получился" далеко не первый бизнес-проект, а в некоторых случаях успех пришел лишь с третьим- пятым.
В бизнесе успех принадлежит стойким и терпеливым, но это не значит, что нужно "копать" до потери пульса. Вполне возможно, это просто не ваш проект, и следующий будет намного более удачным. Как гласит индейская поговорка - "если лошадь сдохла, надо просто слезть с нее"
Поделитесь в комментариях, что бы вы еще добавили про трудности ведения бизнеса? Был ли у вас опыт ведения бизнеса, которым бы вы готовы были поделиться - и дать свои рекомендации новичкам?
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!