Найти в Дзене

9 ошибок детского тренера.

В заголовке статьи, я подчеркиваю, что речь пойдет о ДЕТСКИХ тренерах.

Так в чем же отличие детского тренера от тренера профессиональных команд?

Тренер профессиональной команды — он больше менеджер и аналитик, он работает со сформированными футболистами уже имеющими обширный технический арсенал. И его основная задача — используя сильные стороны имеющихся игроков, анализируя соперника, выстраивая тактику и донося ее до команды, добиваться побед над соперниками. Победы являются главной целью тренера.

Детский тренер — это в первую очередь педагог, понимающий психологию и физиологию детей на всех этапах взросления. И его основная задача НАУЧИТЬ ребенка и не навредить ребенку. И главная цель детского тренера заключается в физическом и психологическом развитии ребенка, в формировании футболиста — а это процесс длительный, и акцент тренера должен быть на процессе, а не результате.

В этом ключевом отлиии и кроется главная ошибка детских тренеров, которая является фундаментом для большинства других ошибок, с нее и начнем.

Ошибка 1: Работа на результат.

Это когда, детский тренер ставит главной целью и критерием своей успешности победы своей команды. Тем самым теша свои амбиции, или показывая руководству и родителям, что он делает все правильно и по этому команда выигрывает.В погоне за результатом тренер совершает целый ряд ошибок, о которых мы поговорим дальше.

Ошибка 2: Упор на тактику.

«Не правильно вы тренеруете, не видно картины игры» (из разговора с родителем 6-ти летнего ребенк)
«Не правильно вы тренеруете, не видно картины игры» (из разговора с родителем 6-ти летнего ребенк)

Если Вы интересуетесь этой темой, вероятно, что Вы наблюдали как происходят игры у детей: хаотичная толпа детей бегает за одним мячом по всему полю и каждый старается забить сам, иногда отбирая даже у игроков своей команды. Причем это нормальное поведение ребенка в возрасте 4-8 лет который только начал свой путь в футболе, и в основе такого поведения лежат особенности психики детей данной возрастной группы. На фоне такого хаоса, встречаются команды в которых дети играют четко по зонам.

Сколько усилий и времени потратил тренер на то, чтоб научить детей, которые еще не доконца владеют своим телом, еще менее вадеют мячом, правильно распологатся на поле, выполнять стандарты, а главное зачем? Зачем идти против природы и ломать психику ребенка? для того чтоб наблюдать картину игры? Да, безусловно, дети , которых надрессировали действовать подобным образом, чаще выигрывают. Но при этом в них глушатся важные черты характера.

Я родителям стараюсь привести бытовой пример: «Представьте что, у вас есть задача помыть 800 м2 пола и на выбор есть швабра и поломоечная машина?» Все как один идут путем наименьшего сопротивления, выбирая машину. И это нормально, так устроенна человеческая психика. Ребенок тоже человек, и когда ему дают технологичный инструмент для упрощения , он научится им пользоватся и сведет к минимуму другие действия. Быстрый пас это эффективно (за последнии 20 лет в большом футболе время владения мячом сократилось в 2 раза) — но в нашем контексте, это значит — что ребенок совершает меньше касаний мяча во время игр, а значит и меньше учится владеть мячом. А в купе со страхом быть поруганным за потерю мяча — убивается любая инициативность и желание брать игру на себя.

Ошибка 3: Ранняя специализация.

«Пусть дети развиваются в своем собственном темпе и наслаждается футболом. Когда им исполнится от двенадцати до четырнадцати лет, начните обучать их основным навыкам. Обучение должно быть веселым, чтобы молодежь веселилась и одновременно училась ». Колин Фостер
«Пусть дети развиваются в своем собственном темпе и наслаждается футболом. Когда им исполнится от двенадцати до четырнадцати лет, начните обучать их основным навыкам. Обучение должно быть веселым, чтобы молодежь веселилась и одновременно училась ». Колин Фостер

Ранняя специализация — это сосредоточение внимания и усилий по формированию умений и навыков в одном конкретном виде спорта, с исключением занятий другими видами.

Некоторые тренеры идут дальше, и разделяют детей с малых лет на вратарей, нападающих и защитников внутри одного спорта, в данном случае футбола. Более скоординирован, может ударить — нападающий, хуже владение собственым телом — защитник (еще и поставит глупейшую задачу — выбивать в аут).

В короткой перспективе, из-за ограниченого набора специальных упражнений и многократного их повторения, это приводит к ускоренному формированию специфических умений и навыков у детей. В дальнейшем данный форсированный подход неизбежно приводит к остановке в росте результатов.

Из-за особенностей нервной системы у детей имеется предрасположенность к более быстрому освоению двигательными умениями и навыками. Именно по этому, правильнее, практиковать разные виды физической активности и задействовать широкий спекр групп моторных навыков. Что в будующем позволит детям лучше владеть своим телом и быть более универсальными футболистами.

Ошибка 4: Много «физухи».

Уделять внимание силовым упражнениям и наращиванию мышечной массы в детском спорте — противопоказанно. Ребенок должен развиваться естественно. Силовая работа начинается на этапе углубленной специализации в возрасте 15-17 лет. (Подробно об этапах многолетней спортивной подготовки скоро будет отдельная статья.)

Ошибка 5: Скамейка запасных.

«Заставить детей ждать в очереди, чтобы использовать один мячик, - это все равно, что дать классу одну ручку… и ожидать, что они научатся писать» Дитмер Уильямс
«Заставить детей ждать в очереди, чтобы использовать один мячик, - это все равно, что дать классу одну ручку… и ожидать, что они научатся писать» Дитмер Уильямс

В погоне за победами, часто, тренеры распределяют игровое время среди детей очень неравномерно, приговаривая то, что время на поле надо заслужить. Тут необходимо понимать, что соревновательная практика, является неотъемлемой часью тренировочного процесса. Дети в процессе игры тоже учатся, а если часть детей регулярно сидит на лавке, по причине того, что играют слабее — когда им учится играть? Они попадают в заведомо проигрушную ситуацию перед «основным составом». Игрокам «основы» тренер тоже регуляно напоминает про лавку, особенно когда ошибка ребенка приводит к голу. И эта «мотивация» на самом деле пораждает в ребенке страх ошибок, а он в свою очередь убивает инициативность, желание рисковать, желание браться за сложные задачи. Страх ошибится логично приводит к тому, что ребенок получив мяч, старается быстрее от него избавится. Футбол — это власть над мячом, и чтобы научиться им владеть надо многократно касаться мяча в том числе и с сопротивлением в процессе игры. А о каких многократных касаниях идет речь, если ребенок старается избавится от мяча, или еще хуже , когда ребенок синит на лавке и смотрит на мяч)

Ошибка 6: Внешнее управление.

«Молодым игрокам нужна свобода самовыражения, чтобы стать креативными игроками… их следует поощрять испытывать навыки без страха провала» Арсен Венгер
«Молодым игрокам нужна свобода самовыражения, чтобы стать креативными игроками… их следует поощрять испытывать навыки без страха провала» Арсен Венгер

Вы замечали на играх, как тренер бегает вдоль бровки и подсказывает почти каждое действие детям на поле. В итоге не дети играют в футбол, а тренер в «шахматы» футболистами. Внешнее управление сродни наркотику, чем дальше — тем больше портебность и доза. И вместо активации футбольного мышления ребенка, мы получим деградацию мышления. Как и когда ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения, если ему не дают такой возможности. А в дальнейшем он сам начинает просить эти подсказки.

«Детская игра, какой бы хаотичной она ни была, по-прежнему является самым верным способом воспитания таланта». Пол Гарднер

Ошибка 7: Акцент на ошибках.

Поощерения должны кратно преобладать над критикой.
Поощерения должны кратно преобладать над критикой.

Как я уже говорил выше — деский тренер в первую очередь педагог. И в следующих ошибках большее значение имеет непедогагичность тренера, чем заточенность на результат.

Акцент на ошибках — это когда тренер в своей работе, чаще говорит ребенку как делать не надо, вместо того чтоб научить как надо. И вроде бы одно невозможно без другого, но в этом вопросе даже сама формулировка имеет важное значение. Тренер с высоты своих знаний и умений (а так же опираясь на свою программу идеальности , заложенную в него с детства) отчетливо видит любые неточности со стороны ребенка. И он начинает бороться с «ветряными мельницами» стараясь подсветить все ошибки ребенка, полагая , что если он о них скажет , то ребенок о них узнает и перестанет так делать. Но все психологи знают, что мало выявить и устранить негативную установку, ее обязательно надо заменить положительной.

В педагогике есть замечательная техника — «Зеленый маркер». Смысл данной техники кроется в том, что мы обращаем внимание на то что хотим развивать, и не замечаем то что нам не надо развивать. Перенося на тренировки — мы хвалим и поощеряем любое правильное и получившиеся действие, даже незначительное, а неправильные действий , формулируем в положительном ключе, и помогаем сделать правильно. Это очень важно в раннем возрасте из-за физиологических особенностей развития ребенка, ведь его мозг, как губка впитывает новое, а если его могз изо дня в день впитывает преимущественно ошибки, и внимание ребенка сконцентрированно на ошибках — это приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе , перерастающей в комплекс неполноценности.

«Будьте справедливы к своему ребенку. Постарайтесь избегать критики в адрес своего юного футболиста. Она не поможет, а только усугубит отношения между вами и футболом.» Лионель Месси

Ошибка 8: «Воинская» дисциплина.

Сложившийся стереотип в обществе ассоциировать Дисциплину и наказание.

Приучать ребенка к самодисциплине может только человек любящий ребенка и у которого с ребенком налажен психоэмоциональный контакт и есть доверие. Взрослый учит ребенка конролировать свои порывы, учит ответственности, учит делать выбор между тем, что надо и хочется, тем самым мягко социализируя ребенка, рассказывая и объясняя.

В тренеровочном процессе — лучший способ добиться от ребенка того, чтобы он делал, то что надо — заинтересовать его.

Ошибка 9: Насилие.

«Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние». Генри Адамс
«Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние». Генри Адамс

На самом деле, это страшное явление, которое берет свое начало в советской традиции, где тренер зачастую был безоговорочным авторитетом. И все эти «тренеры» сами бывшие спортсмены, которых тренировали их ,аналогичные, «тренеры» и они перенимали подобную модель поведения, и так по кругу. И тут речь идет не только о применении фзической силы со стороны тренера, но и о моральном насилии, о проявлении любых действий, унижающих человеческое достоинство ребенка (наорать, оскарбить, публично пристыдить, обвинить, поощерять подобное поведние со стороны партнеров, грубость и обидные подколы…)

Я, когда вижу подобное поведение взрослого, понимаю, что он сам сталкивался в своем детстве с различными видами насилия со стороны взрослых. И мне хочется одновременно и посочувствовать и огородить его от детей, потому что он может сам не ведать, что творит.

Такой «тренер» не развивается как педагог и не имеет права работать с детьми, каким бы титулованным он при этом не был. Если он не знает способов мотивации к успеху, кроме мотивации через страх, то это приводит только к одному: у ребенка вместо интереса к спорту будет формироваться ненависть к нему.

Страха всему этому добавляет тот факт, что это зачастую поощряется родителями, ведь они часто воспитывались в той же системе. И пока ребенок еще мал и не может возразить ни родителю ни тренеру — его психику продолжают уродовать — в то время пока взрослые считают это нормой…