«Город гармоничного распределения красоты». Анна Чайковская.
Будапешт не случайно называют «жемчужина Дуная». Вена, конечно, тоже жемчужина, но не такая перламутровая. Покоряет продуманность: умелое сочетание архитектурной классики с аллеями и скверами; масса милых укромных мест; современные здания, вписанные в городской ландшафт без ущерба историческим традициям.
Весь город своеобразный «парк скульптуры». Памятников, монументов, разнообразных «пластических форм» более двухсот.
Увековечены уважаемые люди, судьбоносные события, героические моменты и просто чьи-то фантазии.
Трогательные необычные композиции встречаются в Будапеште повсюду, в самых неожиданных местах. Многие выполнены так искусно, сюжеты такие захватывающие, что непременно хочется узнать их историю.
Вот, например, «Ожидание» на небольшой площади Фе, среди обычных домов.
Стоят четыре гражданки с зонтиками под ажурным фонарем, но как же хорошо передают осеннее мрачноватое настроение.
Одни считают будто скульптура посвящена женщинам, ждущим мужчин с войны; другие - что нас всех объединяет дождь; третьи видят студенток на автобусной остановке. Эти версии принадлежат, в основном, туристам. Местные жители говорят — «Памятник проституткам». Действительно, автора Имре Варга вдохновили французские девушки легкого поведения, которые мерзли под дождем, ожидая клиентов. Они были одеты в легкие одежды, кружевные чулки отчего на них было холодно даже смотреть. Скульптору стало жаль этих женщин, он решил изваять француженку, венгерку, англичанку, немку.
«Толстенький полицейский» — любимец гостей Будапешта. Символизирует уважение венгров к хорошей обильной еде. Имеет «волшебное пузо», которое положено тереть «на удачу». Гладишь толстяка по животику и настроение повышается. Все мы взрослые люди, но традиция загадывать желания с помощью всякой ерунды не проходит. И хорошо!
На перилах набережной Дуная сидит «Маленькая Принцесса». Прообразом послужила старшая дочь скульптора Ласло Мартона. Девочка любила наряжаться в мантию (халат) и украшать себя короной из газеты.
Есть скульптуры смешные, по-детски непосредственные.
Целая череда бронзовых знаменитостей, реальных и выдуманных: Рональд Рейган, Детектив Коломбо, Имре Надь, Имре Кальман, Аттила Йожеф — невероятно трогательный.
Чуть левее здания Парламента еще один памятник, который нужно увидеть всем.
Пример того, как можно рассказать о великом горе без пафоса, но пронзительно до слез.
Просто серый бетон набережной. Просто нестройный ряд изношенных туфель, сандалий, ботиночек, тапок.
С разу понятно — не перформанс, не поп-арт... здесь случилась трагедия.
Мемориал «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton) скульптора Дьюла Пауэра посвящен евреям, погибшим во время Второй Мировой Войны. Открыт в День памяти жертв Холокоста в 2005 году.
Перед войной в Венгрии проживало около 800 тысяч евреев. Только четверть из них пережили Холокост.
На берегу Дуная массово расстреливали узников будапештского гетто. Скованных одной цепью ставили у воды, стреляли в первого и он, падая, утягивал за собой остальных.
Река уносила тела…
Перед казнью людей разували. Обувь была ходовым товаром.
Дьюле Пауэру удалость рассказать о трагедии эмоционально, сильно, без помпезного надрыва, по-человечески.
Но жизнь идет. Именно в Еврейском квартале (р-н Erzsebetvaros, Пешт) зародилось совершенно новое, свойственное только Будапешту ресторанно-молодежное направление-«Руин Бары».
Расположенные в полуразрушенных зданиях пабы и дискотеки существуют в оригинальных «голых» стенах. Оконные проемы без стекол; дверные — без дверей.
Из украшений —работы молодых хипстеров, граффити, инсталляции и прочее не очень понятное искусство. Сидеть приходится на всяком хламе. Обстановка непринужденная, цены демократичные.
В целом: меню, оформление, культурная программа — целиком зависят от вкусов и предпочтений владельца. Это делает атмосферу каждого бара уникальной. Не только ешь, пей, веселись, но и выставки, ярмарки, блошиные рынки, концерты, благотворительные акции.
Самый старый, популярный, буквально «родоначальник культуры» —«Симпла» (Szimpla Kert) открылся в 2002 году.
И, да! В будапештские руин-бары съезжались (до карантина) толпы европейской молодежи.
Кажется, что 3-4-х дней для прогулок по Будапешту волне достаточно. Но когда окунаешься в это сочетание несочетаемого, горячую воду Сеченьи, сумбурный вечерний кутеж становится понятно: «Опять недосмотрели, не проплыли по Дунаю, не дошли до запланированного музея/выставки/мюзикла и прочее, прочее, прочее...».
Расставаться с Будапештом всегда немного грустно. Хочется ли вернуться? Безусловно.
Первый рассказ о Будапеште здесь. Немного из истории Буды и Пешта.
Про объединение городов и венгерский марципан.
Любовь к воде.