Летом 1947 года Пабло Пикассо не на шутку увлекся керамикой, интерес к которой он в итоге сохранил вплоть до самой смерти. Но началась эта история намного раньше...
Еще в 1936 году, путешествуя по югу Франции с Дорой Маар, Полем Элюаром и другими своими друзьями, Пикассо наткнулся на деревушку Валлорис, в которой располагался центр гончарного мастерства «Мадура». Художник завороженно наблюдал за тем, как керамисты готовят глину, придают ей форму и обжигают свои изделия в печи. Через десять лет интерес не только вернулся, но и окреп. Хозяева «Мадуры», супруги Рамье, предоставили Пикассо своего лучшего гончара — и художник принялся лепить и расписывать.
Гончарным кругом художник принципиально не пользовался, поэтому многие его изделия отличаются неправильной формой и напоминают скорее скульптуру. Например, он мог в одной форме соединить сову и женщину («Дерево, сова, женщина»). Кувшины и вазы несли на себе черты людей и животных — расписанные соответствующим образом они были сосудами-оборотнями: то ли бык, то ли человек, то ли птица.
Роспись плоских глиняных изделий была похожа на миниатюрные картины с привычными для Пикассо сюжетами: коррида, портреты, литературные и мифологические персонажи. В нарочито грубом, подчас эскизном характере рисунков на изделиях легко узнается почерк художника: как можно меньше деталей, как можно больше смысла, подчас символического.
Керамика давала Пикассо возможность не только делать авторские вещи, но и тиражировать их. Это было похоже на оттиски гравюр, где существует несколько идентичных подлинников. На этапе отливки изделия на оборотную его сторону ставился штамп: EMPREINTE ORIGINALE DE PICASSO (оригинальная печать Пикассо).
Изделия тиражировались прямо на фабрике «Мадура» под брендом Edition Picassо (издательство Пикассо). Пабло был поразительно продуктивен как керамист (впрочем, как и художник): при описи наследства живописца насчитали 2880 керамических предметов.
Говорят, что зрители на выставке керамики Пикассо не особо были впечатлены — его работы многим казались «просто милыми». Художник комментировал это так: «Они ждут, что я буду их шокировать и пугать. Но если чудовище просто улыбается, они разочарованы».
Что интересно, мастерская «Мадура» существует и сегодня: там до сих пор изготавливают и продают небольшие серии «керамики Пикассо». На оборотной стороне всех изделий этих серий, пользующихся большой популярностью среди коллекционеров и поклонников творчества художника, стоит узнаваемый штамп: «Edition Picassо».
Больше историй о жизни великого художника читайте на страницах нашего специального проекта — Пикассо: жизнь и творчество. Проект был подготовлен осенью 2018 года к старту выставки Пикассо в ГМИИ им. А.С. Пушкина, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.
ВТБ начал сотрудничество с ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2005 году. За этот период было реализовано множество совместных проектов. В частности, проведены выставки, среди которых — «Встреча с Модильяни», «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе», «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Пикассо & Хохлова» и другие. В 2018 году ВТБ стал генеральным спонсором ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 2019 году при поддержке ВТБ прошли выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» и «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». В 2020 году банк стал генеральным спонсором выставки «От Дюрера до Матисса».