Найти в Дзене
ВТБ Страна

Керамика Пабло Пикассо

Летом 1947 года Пабло Пикассо не на шутку увлекся керамикой, интерес к которой он в итоге сохранил вплоть до самой смерти. Но началась эта история намного раньше...

Еще в 1936 году, путешествуя по югу Франции с Дорой Маар, Полем Элюаром и другими своими друзьями, Пикассо наткнулся на деревушку Валлорис, в которой располагался центр гончарного мастерства «Мадура». Художник завороженно наблюдал за тем, как керамисты готовят глину, придают ей форму и обжигают свои изделия в печи. Через десять лет интерес не только вернулся, но и окреп. Хозяева «Мадуры», супруги Рамье, предоставили Пикассо своего лучшего гончара — и художник принялся лепить и расписывать.

«Дерево, сова, женщина», 1951 год
«Дерево, сова, женщина», 1951 год

Гончарным кругом художник принципиально не пользовался, поэтому многие его изделия отличаются неправильной формой и напоминают скорее скульптуру. Например, он мог в одной форме соединить сову и женщину («Дерево, сова, женщина»). Кувшины и вазы несли на себе черты людей и животных — расписанные соответствующим образом они были сосудами-оборотнями: то ли бык, то ли человек, то ли птица.

Роспись плоских глиняных изделий была похожа на миниатюрные картины с привычными для Пикассо сюжетами: коррида, портреты, литературные и мифологические персонажи. В нарочито грубом, подчас эскизном характере рисунков на изделиях легко узнается почерк художника: как можно меньше деталей, как можно больше смысла, подчас символического.

Керамика давала Пикассо возможность не только делать авторские вещи, но и тиражировать их. Это было похоже на оттиски гравюр, где существует несколько идентичных подлинников. На этапе отливки изделия на оборотную его сторону ставился штамп: EMPREINTE ORIGINALE DE PICASSO (оригинальная печать Пикассо).

Оригинальная печать Пикассо
Оригинальная печать Пикассо

Изделия тиражировались прямо на фабрике «Мадура» под брендом Edition Picassо (издательство Пикассо). Пабло был поразительно продуктивен как керамист (впрочем, как и художник): при описи наследства живописца насчитали 2880 керамических предметов.

Говорят, что зрители на выставке керамики Пикассо не особо были впечатлены — его работы многим казались «просто милыми». Художник комментировал это так: «Они ждут, что я буду их шокировать и пугать. Но если чудовище просто улыбается, они разочарованы».

«Король и королева», 1952-1953
«Король и королева», 1952-1953

Что интересно, мастерская «Мадура» существует и сегодня: там до сих пор изготавливают и продают небольшие серии «керамики Пикассо». На оборотной стороне всех изделий этих серий, пользующихся большой популярностью среди коллекционеров и поклонников творчества художника, стоит узнаваемый штамп: «Edition Picassо».

Больше историй о жизни великого художника читайте на страницах нашего специального проекта — Пикассо: жизнь и творчество. Проект был подготовлен осенью 2018 года к старту выставки Пикассо в ГМИИ им. А.С. Пушкина, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.

ВТБ начал сотрудничество с ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2005 году. За этот период было реализовано множество совместных проектов. В частности, проведены выставки, среди которых — «Встреча с Модильяни», «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе», «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Пикассо & Хохлова» и другие. В 2018 году ВТБ стал генеральным спонсором ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 2019 году при поддержке ВТБ прошли выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» и «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». В 2020 году банк стал генеральным спонсором выставки «От Дюрера до Матисса».

Материалы по теме: