Фильм «Единственная» (1975), снятый по рассказу Павла Нилина с выразительным названием «Дурь», вообще картина печальная. Всё о какой-то нездоровой любви. Главгероиня – официантка Танюшка Фешева – человечек больной на всю голову, ибо до истерики любит своего мужа Колю Касаткина, но изменяет ему с каждым встречным. Но любит. Но – изменяет. И разводиться-то не хотела, сильно плакала, ибо не понимала. А тут лечиться надо, а не думать о тонкостях и превратностях чувств.
Но точно так же непонятно поведение библиотекарши Натальи, вцепившейся в Коляна мёртвой хваткой (по книге она – учительница). Образованная дама – судя по всему, старая дева, ибо в советские времена было принято рано выходить замуж – алчно хватается за возможность обрести «вторую половинку» в лице разведённого Коли. А тот всё ещё любит свою Танюшку. Иррационально любит. А заботливую, терпеливую Наташу с её высшим образованием – нет. И не полюбит. Ибо любовь – это часто «вопреки».
Часто бывает так, что «хороших девушек» с их душевными качествами – берут замуж, а потом – ненавидят. И тянутся к непристойным девчонкам, с которыми жизнь была, как на вулкане. Жуткая сцена, где рыдающая Наташа пытается достучаться до раздражённого Касаткина, а он с омерзением высказывает ей своё «фи». Полностью обесценивая всё, что она делает и – говорит. После такой ночной беседы надо брать вещи и уходить. Подавать на развод. Ну, вообще думать надо чуть раньше...
Не выходить замуж за мужчину, только что расставшегося с роскошной и шальной красоткой, умеющей вызывать животную страсть. Однако Наташа ходит по жизни в шлеме спасателя – фигурально выражаясь. Она тащит Колю к врачу (в рассказе – к московскому «светиле»). А Коля по-прежнему бегает по старому адресу и в то заведение, где работает бывшая-прекрасная. Тянет ибо. И всегда тянуть будет. Это химия-биология, к сожалению. А к Наташе ничего нет, кроме небольшой благодарности, да и та, повторюсь, небольшая.
Фильм заканчивается грустно – Коля Касаткин, получив начальственную выволочку, мыслит: а может это и есть дурь? Да, но истребить её практически невозможно. Так и будет жрать поедом глупую Наташу, которая станет рыдать в подушку и увядать с горя. Зачем? Она могла бы и подождать – с ней заигрывали посетители библиотеки, но ей было непременно нужно взять «Таниного» Колю. Эти трофеи всегда слишком дорого стоят и никакой пользы не приносят. Так что со стороны библиотекарши это не меньшая дурь.
Zina KorZina (c)