В Апшеронском районе, в 6-ти километрах от Хадыженска, на автодороге Хадыженск - Горячий Ключ, расположился посёлок Асфальтовая Гора.
Отъехав километр от города я любуюсь на статую горного барана, который предупреждает всех путешественников о том, что через 200 метров асфальт заканчивается. До Асфальтовой Горы придётся ехать по грунтовой дороге, отсыпанной гравием. Асфальта на дорогу найти никак не могут.
А ведь буквально 90 лет назад в этих местах природный асфальт выходил на поверхность. Особенно много таких выходов было на горе возле одного нефтепромыслового посёлка - за что он и получил название Асфальтовая гора.
В 30-е годы прошлого века Советская власть стала интенсивно развивать нефтеразработку в окрестностях Хадыженска. В 1940-е годы промысел процветал. В Асфальтовой горе жило около девятиста рабочих не считая детей. Работали и женщины и мужчины. Многое делали руками, ведь техники почти никакой не было.
Нефтепромысловое оборудование возили на лошадях и быках. Бурили скважины роторными паромашинами. Пар на них подавался локомобильными жаротрубными котлами.
Когда началась великая Отечественная война - мужчин призвали на фронт. На нефтепромысле, где только можно, вместо мужчин работали женщины.
Когда немцы захватили Кубань и рвались к Апшеронской нефти, член военного совета Южного фронта Каганович дал приказ ликвидировать промыслы. Наземное оборудование вывезли, технические здания взорвали, скважины законсервировали и замаскировали.
В 1943 году Апшеронский район был освобождён от фашистов. Фронту необходима была нефть и в посёлок стали приезжать рабочие. Правда все они были из госпиталей - без руки, без ноги, с осколочными ранениями, но это не мешало восстановить промысел и выдавать нефти больше, чем до войны, поскольку появилась техника подаренная союзниками. Машины марок Форд, Студебеккер, Шевроле, Додж, Мак, Дайман значительно облегчали доставку грузов. На промысле работали американские трактора НД-7, НД-10, ТД-18.
Сейчас по дороге в посёлок ремонтируют мост. И опять на помощь людям пришла импортная техника.
А я уже подъезжаю к Асфальтовой горе. Расположен посёлок на живописных склонах. Домики, кажется, стоят в лесу. Сегодня солнечно, температура воздуха +20. Дует тёплый ветер.
Раньше в посёлке была школа, клуб, баня. Сейчас от них почти ничего не осталось - здания разломали и растащили.
Отделение почты находится в странном строении. Это остатки поселкового Дома культуры. В нём показывали кино, проводили дискотеки, игры с детьми, был свой песенный и вокально-инструментальный ансамбли.
Сейчас от Дома культуры осталась будка в которой сидел киномеханик.
В Асфальтовой горе есть два магазинчика.
На центральной площади стоит стандартный вагончик фельдшерско-акушерского пункта. Вот и вся инфраструктура посёлка.
Посреди площади высится памятный обелиск.
Рядом с ним для детей построили современную детскую площадку. Но на ней никто не играет. Видимо все в школе и в детском саду, которые находятся в Хадыженске.
Есть в Асфальтовой горе и своеобразный стадион.
На территории посёлка много огромных дубов. Некоторым из них не меньше ста лет.
В Асфальтовой горе нет ни одной асфальтированной улицы и поэтому название посёлка слегка навивает грусть смешанную с недоумением.
Зато с коммуникациями здесь всё в порядке. Посёлок газифицирован. По улицам проведён магистральный водопровод. Бетонные электроопоры выглядят надёжно.
Все жилые дома в посёлке в отличном состоянии. Есть любители своей малой родины, которые строят здесь коттеджи, чтобы со временем осесть в Асфальтовой горе или использовать дом как дачу.
А вот дома, хозяева которых умерли, находятся в плачевном состоянии. Ведь их наследники находятся далеко. Кто-то работает в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке, кто-то уехал жить в Москву или вовсе за границу. Такие дома долго не стоят, их начинают растаскивать по частям. Наследники потом выставляют на продажу просто голый участок.
Хотя я считаю, что ветхий дом не стоит учитывать как ценность при продаже - наоборот это затратная статья, покупателю придётся дополнительно тратить деньги на его снос.
Чистый воздух, тишина, заповедные места, до города можно дойти пешком, все инженерные коммуникации. Казалось бы живи и радуйся. Но посёлок вымирает. Сейчас в нём живёт 365 человек.
В какой-то момент нефтяные скважины стали истощаться, добыча нефти стала нерентабельна и нефтяники покинули посёлок, где нет работы. Уехали в другие республики и регионы страны, где их знания и опыт востребованы.
Хотя не только нефтепромыслом жил посёлок. В прошлом веке от посёлка и до самого Хадыженска земли принадлежали плодо-овощному хозяйству. Невысокие горы покрывали персиковые , яблоневые, грушевые сады. Плантации крымской розы, лаванды, шалфея и перечной мяты совхоза эфиромасличных культур оттесняли лес. На южных склонах тянулись ровные линии виноградников. После развала СССР всё сгинуло. Даже я не могу увидеть остатки былого растительного великолепия. Только в памяти оставшихся жителей хранятся воспоминания о том как они собирали душистые розовые лепестки.
Говорят надо приехать сюда весной, чтобы увидеть цветение остатков садов. А пока они сливаются с лесом.
Сегодня в Асфальтовой Горе остаются доживать пенсионеры и семьи которые смогли найти работу в Хадыженске.
Странно, что такой интересный уголок Апшеронского района остался невостребованным у любителей гор и тишины.