Реконструкция Парижа, затеянная императором Наполеоном III и осуществленная Жоржем-Эженом Османом началась в 1853 году в преддверии Парижской всемирной выставки и была остановлена в 1870-м году. Вначале многие парижане встретили изменения даже с энтузиазмом, но со временем “османизация” стала вызывать всеобщую ненависть.
Собственно, почти за 20 лет французам вполне приелся сам император Наполеон III, изначальная эйфория, вызванная военными победами над Россией и Австрией сошла, последовали военные неудачи в Мексике и прочие дипломатические и военные провалы, которые увеличивали бюджетные долги, а значит и затягивание поясов для французов.
Для того времени затраты на реновацию Парижа достигли 2,5 миллиардов франков и это была не просто баснословная, а прямо фантастическая сумма. Даже Наполеон был сильно смущен, когда ее озвучили.
За прошедшие 150 лет мало что изменилось в отношении городских властей, собственно жителей города и приезжих рабочих. Власти и приближенные к ним предприниматели стремительно богатели, обитателей центра города выдавливали на периферию, хотя и в лучшие условия, ну а Париж заполнялся пришлыми рабочими и проститутками, надо же было работягам как-то развлекаться.
За 17 лет парижане устали жить на бесконечной стройке. Город заваленный тоннами мусора, перекрытый заборами и котлованами стал мало пригоден для жизни. Главной частью городского пейзажа стали строительные леса. Наличие отличной канализации и уличных туалетов не могли полностью искупить неудобства жизни города.
Постепенно сложилась сильнейшая оппозиция Осману и Наполеону в вопросе реконструкции Парижа, немаловажно, что реновация полностью изменила дух города и реноваторы Франции XIX века не сильно отличаются от реноваторов Москвы века XXI, ломая город, уклад и людей через колено. Было уничтожен огромный пласт культурного наследия Парижа. К примеру, полностью снесена Le Boulevard du Crime, знаменитая улица театров, сыгравшая заметную роль в истории французской культуры, самый центр города - остров Сите был фактически отстроен заново. Осман обожал прямые линии и вел свои проспекты и бульвары ровно и прямо, уничтожая все на своем пути, не считаясь с эмоциями людей, исторической или культурной ценностью, тем, что принято называть «духом места».
Известный историк Парижа и куратор его музеев Рене Эрон де Вильфос (1903–1985) писал:
«Менее чем за двадцать лет Париж потерял свой исторический облик, свой характер, который передавался от поколения к поколению. Живописная и очаровательная атмосфера города, которую отцы передали нам, была уничтожена. Часто без серьезных на то оснований».
Общественность все больше возмущалась, а Наполеон III, несмотря на единоличную власть очень хотел оставаться популярным правителем. Первое поражение Осман потерпел, когда под давлением публики, ему не дали перестроить Люксембургский сад. Вскоре Наполеон предложил префекту подать в добровольную отставку, но Осман отказался. Видимо, он и правда верил в то, что делал, тогда императору пришлось уволить своего главного реноватора.
Некоторые публицисты сделали из этой истории может быть и крайне спекулятивные, но забавные выводы: «народ, не сумевший отстоять свою столицу перед бессмысленными разрушениями, через несколько лет не смог отстоять ее и перед иностранными захватчиками, стадо отстоять ничего не может». Эмиль Золя называл город во время реконструкции: «Кровоточащий Париж».
Сегодня нам сложно сказать, насколько были правы Наполеон III и Жорж-Эжен Осман, так радикально, поступившие с Парижем. От того средневекового города мало что сохранилось, ну кроме фотографий Шарля Марвиля - фотографа, специально нанятого Османом, чтобы запечатлеть ход изменения Парижа. О нем в следующей статье.