Любая война не обходится без создания образа врага. Этот образ должен быть отталкивающим, он должен мотивировать солдат на борьбу. В двадцатом веке армии приобрели «многомиллионный оттенок»: на фронт отправлялись люди, которые ранее не имели никакого отношения к военному делу.
Гражданская война — это особый разговор. Мобилизуют людей уже не против каких-то относительно абстрактных немцев или японцев, а против сограждан.
До нас дошло много плакатов периода Гражданской войны, и «белых», и «красных». Давайте на их примере попытаемся посмотреть, как представляли врагов белогвардейцы и коммунисты.
Для белых 1917 год стал годом «смутного времени»: развал армии, отречение царя, две революции, распад империи, грандиозные перемены в обществе, грозившие выкинуть определенную часть населения «на свалку истории».
Большевики на белых плакатах и в белой литературе чаще всего имеют, я бы сказал, «религиозно-национальный оттенок». Их часто представляют как поголовно евреев, латышей, китайцев и т.п. В вину им ставят гонения на христианство и предательство национальных интересов.
Потому-то на белых плакатах мы так часто видим Троцкого и ассоциации большевиков с некой «демонической силой». Многим участникам белого дела было свойственно архаичное религиозное мировоззрение: крах империи представлялся им не следствием отсталости страны и конфликтности общества, а неким «предзнаменованием апокалипсиса».
Потому, в белом мировоззрении, «красный» — это «сатанинский интернационалист», который одурачил массы и ведет их в боя против собственного народа.
Лидеры большевиков на плакатах белых часто показаны в виде «новых царей», наделены сверхъестественными способностями, служат «библейскому злу».
«Красные массы» же, чаще всего, представлены несознательными людьми, которые ранее были лодырями, теперь же получили возможность «подняться».
Красные же пошли иным путем. Хотя, кое-что общее у них с белыми просматривается)
Например, и белые, и красные обвиняли друг друга в сотрудничестве с иностранцами. Красные тоже придавали своим противникам на плакатах отталкивающие черты, часто делали из «беляков» карикатурных персонажей.
И всё-таки, как мне кажется, у большевиков главным был иной аспект, социальный.
Враги на «красных» плакатах имеют четко выраженный социальный оттенок — это представители генералитета, духовенства, зажиточного крестьянства, буржуазии. Главное «пугало», зачастую, — призрак царского режима, который якобы хотят насадить «эгейн» белые.
Антанта тоже представлена интересно: в качестве именно местной буржуазии и местных политиков. Таким образом, «красные» оставляют в стороне религию и куда меньше уделяют внимание национальности. Для них, главное, показать социальную чуждость белых, враждебность их большинству населения.
В итоге, «образ врага» у красных работал на гораздо большую аудиторию, чем «образ врага» у белых. На мой взгляд, самые удачные плакаты белых те, в которых они обличают большевиков «по конкретике»: мол, хотели мира, получили еще одну войну, хотели свободы — получили диктатуру одной партии, хотели земли — получили комитеты бедноты и продразверстку.
С другой стороны, подобную агитацию большевики могли побить «сложившимся положением», проблемой же белых была их эфемерная политическая программа, на которую слишком многим было плевать. Религиозный аспект тоже проигрывал, так как ещё в период Первой мировой авторитет священников у солдат стремился если не к нулю, то к низким показателям.
В итоге, у нас «большевик-еврей-сатанист» против «наймита буржуазии, который хочет вернуть царя и помещика». Красные сделали основную ставку на социальную сферу, что помогло им создать более убедительный образ противника.
С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.