Найти тему

Опыты и эксперименты. Таранный миноносец "Полифем".

«…милях в двух от берега стоял броненосец, сидевший так глубоко в воде, что казался затонувшим. Это был монитор «Дитя грома»…

Казалось, что марсиане с удивлением разглядывали нового врага… монитор не сделал ни одного выстрела, он только несся на них полным ходом…его громадный черный корпус, резко выделялся на линии берега…

Огненная вспышка пронзила стоявший над водой столб пара. Марсианин дрогнул и зашатался. В следующий момент он тяжело грохнулся, и в воздухе закружилась огромная масса воды и клубы пара. С монитора гремели орудия, посылая залп за залпом.

«Дитя грома» приближался ко второму марсианину и был в каких-нибудь ста ярдах от него, когда на сцену выступил второй тепловой луч. При оглушительном треске и ярких вспышках огня палуба монитора вместе с трубами взлетела на воздух. Взрыв был так силен, что марсианин покачнулся. Еще минута, — и пылающие обломки в своем стремительном движении налетели на него и смяли, как карточный домик. Затем все скрылось в кипящем котле…»

Герберт Уэллс. «Война миров».

Считается, что прообразом монитора «Дитя грома » выступил таранный миноносец «Полифем» (HMS «Polyphemus») , единственный на то время в британском флоте специализированный корабль данного класса. Миноносец получил название в честь героя древнегреческого эпоса, кровожадного и жестокого циклопа, ослеплённого Одиссеем.

В сражении у острова Лисса 20 июля 1866 г. флагман итальянского флота «Ре д’Италия» был потоплен таранным ударом. Австрийский броненосец «Эрцгерцог Фердинанд Макс» вошёл в середину корпуса, прошив броню и деревянную обшивку, после чего сразу дал задний ход, вырвав таран из огромной пробоины. Тонны воды обрушились в трюм итальянского флагмана, корабль ушёл под воду за полторы минуты, почти со всем экипажем.

Гибель итальянского флагмана «Ре д’Италия» в сражении у острова Лисса 20 июля 1866 г.
Гибель итальянского флагмана «Ре д’Италия» в сражении у острова Лисса 20 июля 1866 г.

Не сказать, что действия австрийцев произвели большое впечатление на специалистов, но таран прочно закрепился в сознании моряков. В те времена шло соревнование брони и снаряда. При этом, никто не мог предсказать в каком соотношении вскоре окажутся непримиримые соперники (вспомним феерический бой броненосцев «Монитор» и «Мерримак» 1862 г.). Таран в этом отношении рассматривался моряками как дополнительный аргумент, надёжное оружие, аналог штыка в пехоте. Правда, практика показала, что «штык» оказался опасен, прежде всего, для своих кораблей, чем для неприятеля, но это больше списывали на разгильдяйство.

Тем не менее, «таранная лихорадка» была весьма заразительна. В середине 1870 – х годов по заказу британского Адмиралтейства был разработан проект скоростного таранного миноносца, получившего впоследствии название «Полифем» . В его основу легли наработки по экспериментальному кораблю «Везувий» , созданному для обкатки торпед Уайтхеда в условиях открытого моря.

Экспериментальный таранный миноносец "Полифем"
Экспериментальный таранный миноносец "Полифем"

Длина корабля составляла 73 м, ширина 11 м, водоизмещение 2 640 тонн. В проекте всё было подчинено увеличению скорости хода, позволявшей уходить от огня неповоротливых и низкоскорострельных орудий того времени. Таранный миноносец «Полифем» получил плавные сигарообразные обводы подводной части, при полном отсутствии бронирования (впоследствии поверх палубы настелили двухдюймовую броню). Две паровые машины развивали общую мощность около 5 000 л.с. (с возможностью форсирования до 7 000 л.с.), обеспечивая скорость 18 узлов (33 км/ч) – выдающийся для 80-х годов XIX века результат. Дальность плавания экономическим ходом составляла около 2 000 км, что позволяло кораблю совершить поход, например из Гибралтара на Мальту.

Из-за особенностей архитектуры корабля (90 % его внутреннего объёма находились под водой) и высокой скорости хода «Полифем» обладал плохой манёвренностью. Конструкторы попытались решить проблему, установив носовое рулевое устройство (выдвигавшееся), однако эффект от него оказался незначительным.

В качестве применённых на корабле новшеств можно отметить размещение вместо киля железной коробки с 360 тоннами чугунного балласта. При экстренной необходимости коробку можно было сбросить, выбив пару штырей крепивших её к корпусу, повысив тем самым плавучесть. Интересно, что в случае затопления корабля палуба сохраняла плавучесть, превращаясь в два спасательных плота. Вдоль выпуклых подводных бортов были обустроены ниши для хранения угля, позволявшие, при необходимости, принять до 300 тон твёрдого топлива. При этом, угольные ямы по сути играли роль противоторпедных булей, получивших впоследствии широкое распространение.

Вооружение миноносца состояло из пяти подводных 356-мм торпедных аппаратов: носового и четырёх траверзных. При этом самым примечательным элементом вооружения стал таран, внутри которого располагался торпедный аппарат, с открывающейся наружу крышкой. В качестве вспомогательного вооружения корабль оснастили шестью 25,4-мм двуствольными противоминными митральезами Норденфельда (впоследствии заменены на 57-мм орудия). Скорострельные митральезы были размещены в легко бронированных башенках.

25,4-мм двуствольная митральеза Норденфельда
25,4-мм двуствольная митральеза Норденфельда

Большую часть службы «Полифем» использовался как экспериментальный корабль. Так, в ожидании войны с Россией, были проведены опыты с целью изучения возможности прорыва таранного миноносца в Кронштадскую гавань, прямо через боновые заграждения.

На якорной стоянке Королевского флота в Берехейвене (юго-запад Ирландии) были обустроены плавучие препятствия, которые могли использовать русские – боны на основе 5 дюймовых стальных тросов и сети для опутывания винтов. Подходы к гавани патрулировали шесть небольших торпедных катеров. На берегу были размещены пулемётные точки.

30 июня 1885 г. «Полифем» атаковал гавань, набрав скорость на двухмильном участке. В ходе движения по акватории таранный миноносец уклонился от 10 учебных торпед, выпущенных с патрульных катеров условного противника, после чего, легко прорвал боновые ограждения. Опыты показали ценность корабля при определённом сценарии боевых действий.

Прорыв боновых ограждений "Полифемом" в ходе учений 30 июня 1885 г.
Прорыв боновых ограждений "Полифемом" в ходе учений 30 июня 1885 г.

Однако, война с Россией так и не состоялась, а дальнейшее развитие техники поставило крест на концепции такого корабля. В короткие сроки в артиллерии появились скорострельные орудия, сводившие возможность таранного удара к нулю, а скорости кораблей существенно возросли. Так, например, в 1919 г. британцы прорывались в Кроншадт на лёгких моторно-торпедных катерах обладавших скоростью до 40 узлов (около 75 км/ч) – скоростях, немыслимых во время проектирования «Полифема».

Таранный миноносец был привлечён к рутинной прибрежной службе в качестве корабля береговой охраны, находился в эксплуатации до 1898 г., после чего был списан. «Полифем» оказался единственным кораблём своего класса в Королевском флоте, а идея специализированного таранного судна не получила дальнейшего развития.

Друзья!!! Читайте в продолжение темы парового флота :

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. ЛИНКОР "НАПОЛЕОН"

ТУРЕЦКИЙ "ВАРЯГ". ПРОРЫВ ПАРОХОДА "ТАИФ"

ТАРАННЫЙ УДАР ВО ВСЕЙ КРАСЕ. КАК АНГЛИЧАНЕ ПОТЕРЯЛИ ФЛАГМАН "ВИКТОРИЯ"

ГРЕБНОЙ КОРВЕТ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА "ДАНЦИГ"

БАТАРЕЙНЫЙ БРОНЕНОСЕЦ "ЛА ГЛУАР"

-7

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.

Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.