Найти в Дзене
Завтрак у Хичкока

Список фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы начать разбираться в кино. Золотой век кинематографа

Оглавление

"Я не ходил в киношколу, я ходил в кино" - так ответил Квентин Тарантино, когда у него спросили, где он научился мастерству режиссёра. Мэтр считает: чтобы начать разбираться в кино, нужно просто его смотреть. Мы согласны с этим, но смотреть нужно вдумчиво. Смотреть правильные картины и понимать целостность режиссерской вселенной. Кинематограф разделен на жанры и эпохи, без понимания которых сложно понять уровень значимости взаимного влияния культуры кино и всех сфер нашей жизни.

Начать мы предлагаем с истоков. Держите список фильмов-родителей кинематографа, снятых в первой половине 20го века.

Показы братьев Люмьер

Кадр из ленты "Прибытие поезда"
Кадр из ленты "Прибытие поезда"

Родоначальники киновселенной и киноискусства в целом, Николя и Луи Люмьер сняли ряд коротких лент в конце XIX века. Все приемы, которыми в последствии вооружились другие режиссеры, были опробованы ими в фильмах "Выход рабочих с фабрики Люмьер", "Прибытие поезда на вокзал Ла-сьота". Одним из первых игровых фильмов стала комедия "Политый поливальщик". Более того, Люмьеры положили основу жанру так называемого хоум-видео, сняв кормление своего ребенка. Контент для ютуба и инстаграма за долго до их появления - вау.

Можно посмотреть сборник всех лент братьев Люмьер, который собрал в один фильм директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. К фильмам прилагается любопытный анализ лент от самого Фремо. Ознакомиться с творениями братьев стоит хотя бы для того, чтобы понимать, как формировались способы передачи информации через кинокамеру.

10-60е годы. Рождение массового кино. Золотой век кинематографа.

Джаз, секс и драгс. Век всемирного господства Голливуда. Индрустрия появляется и растет за счёт студий - Paramount, Columbia Pictures и т.д. В то время все сценарии проходили через обработку дирекции студий, что предполагало предрешенность тем и цензурирование. В то время все известные писатели работали на Голливуд, и именно они подарили нам сценарии, ставшие бриллиантовой классикой кино.


Нетерпимость, 1916, реж. Дэвид Уорк Гриффит

-2

3,5 часовая эпопея, разделенная на несколько эпох, основана на библейском сюжете. Несмотря на свою монументальность, фильм потерпел кассовый провал. Примечательно, что картина стала родоначальником артхауса, что иронично намекает нам на почти полное отсутвие фильмов такого рода в современном прокате.

Сломанные побеги, 1919, реж. Дэвид Уорк Гриффит

-3

Один из последних фильмов мастера. Бюджет для съемок был мал - продюссеры опасались очередного провала в прокате. История Гриффита про абьюз и домашнее насилие в семье: отец боксер избивает свою дочь. Стоит обратить на внимание на совершенно потрясающую игру актрисы главной роли, Лиллиан Лиш. В то время артистам и без слов удавалось выразить всю гамму чувств! Держим пари, что для многих современных "коронованных" актеров это был бы нелегкий челлендж.

Чарли Чаплин

Золотая лихорадка, 1925

-4

Скорее всего это самый смешной и одновременно грустный фильм Чаплина. Основан на исторических событиях в Америке - рассказ о той эпохе, когда все авантюристы ринулись покорять Клондайк и золотые прииски. В основе фильма лежит история о гибели экспедиции в горы Сьерра-Невады. Именно в этих горах Чаплин снимал свою картину. Если следовать современной классификации, эту картину можно с натяжкой назвать вестерном. Своей игрой и режиссурой Чаплин впервые создал комичный образ маленького человека (на этом моменте русские классики немножко не поняли мема) - и в этом проявилось драматургическое новаторство картины.

Огни большого города, 1931

-5

Фильм, ставший классикой трагикомедии. Снятый на исходе эпохи немого кино, он сопровождался музыкой и звуковыми эффектами. Такое звуковое сопровождение определил лейтмотив картины: главные герои - слепая девушка и бродяга, отчаянно пытающийся вылечить её недуг.

Новые времена, 1936

-6

Картина, открывшая миру неприглядные стороны американского общества в эпоху Великой депрессии. Перед нами противостояние маленьких людей, простых рабочих, этому огромному индустриальному паровозу, сошедшему с рельсов.

Ниночка, 1939, реж. Эрнст Любич

-7

К сценарию приложил руку будущий мастодонт кинематографа Билли Уайлдер. Любич - родоначальник всевозможных жанров - настолько много в его фильмах иронии, зла, жестокости и одновременно легкости. В основе сюжета картины - жизнь Европы после гнёта нацизма. История советских эмиссаров в Париже, проникнутая сочувствием и симпатией к советским гражданам (что совсем не характерно для того времени). В главной роли блестящая Грета Гарбо - это её единственная комическая роль.

Виктор Флеминг

Волшебник страны Оз, 1939

-8

Саундтрек этой картины "Over the rainbow" получил заветную статуэтку "Оскар" и стал одной из главных песен XX века. Вы наверняка слышали его в исполнении Israel Kamakawiwo'ole под аккопанемент укулеле. Картина стала каноничным фэнтези, родившим по-мимо этого ещё и жанр кино-мюзикла.

Джон Форд

Дилижанс, 1939

-9

Наконец-то мы добрались до полноценного вестерна. Примечательно, что путь актетра Джона Уэйна начался именно с фильма "Дилижанс", что определило всю его дальнейшую карьеру. Абсолютно каноничный вестер, в котором впервые появилась долина Монументов, ставшая буквально нарицательным видом в кино (изображения американских президентов в камне). Кстати, в основу сюжета легла новелла "Пышка" Ги де Мопассана. Квест на вечер: найдите тысячу отсылок на оба произведения в Тарантиновской "Омерзительной восьмёрке".

Орсон Уэллс

Гражданин Кейн, 1941

-10

Напротяжении 50 лет являлся лучшим фильмом по мнению кинокритиков. Картина критикует капитализм, который является основой американской идеологии. Шокирующий для многих факт: режиссеру на момент начала съемок было всего 26 лет. Более того, именно он сыграл главную роль в картине, при чем роль персонажа гораздо старше самого актера. Это был его актерский и режиссёрский дебют.

Джон Хьюстон

Мальтийский сокол, 1941

-11

Дебют Джона Хьюстона и первая большая роль Хамфри Богарта. Сюжет картины основан на поиске статуэтки, принадлежащей рыцарям мальтийского ордена. Картина открыла дорогу стилю нуар: темнота, дождь, криминал, тени, роковые женщины... Квест на вечер: найти тысячу отсылок к "Соколу" в фильме Родригеса, Тарантино и Миллера "Город грехов".

Фрэнк Капра

Эта прекрасная жизнь, 1946

-12

А вы знали, что "Ирония судьбы" - это советская калька с картины Френка Капры? Теперь знаете. Основа сюжета фильма: классическое противостояние человека и толпы. Главный герой доказывает, что судьба не предрешена где-то на небесах - человек сам несет за нее ответственность. Он здесь главный архитектор.

Билли Уайдлер

Сансет бульвар, 1950

-13

В этой картине Голливуд переосмысляет себя - ведь золотой век близится к закату. Получился такой нуар, отдающий первыми нотками постмодернизма. В картине происходит сложный перелом от немого кино к разговорному. Иронично-трагичный фильм, давший рождение стилю Девида Линча. Глория Свенсон - главная актриса Голливуда, снявшаяся в огромном количестве фильмов. Примечательно, что именно она сыграла в этой картине звезду из прошлого - оммаж на саму же себя.

Психо, 1960, реж. Альфред Хичкок

-14

Картина сочетает в себе качества жанров хоррора, детектива и нуара. Но родителем она стала только для жанра хоррор. Здесь можно проследить несколько образов и приемов, ставших в последствии хоррорскими клише: саспенс, образ серийного убийцы, убийца прячется за занавеской в ванной, неожиданная развязка, которую сложно определить. Основная авторская находка Хичкока станет спойлером, так что пусть она останется для вас сюрпризом. Если вы знаете, о чем идет речь - пишите в комментариях :)