Василий Меркурьев всегда был любим зрителями. Его даже телефонистки узнавали по неповторимому бархатному голосу. Однако мало кто знал, что долгие годы прекрасный актер остро нуждался в деньгах, на жизнь ему едва хватало.
Несколько лет подряд Меркурьев носил один-единственный пиджак, а галстуки при случае брал в костюмерной театра.
Эта история началась со знакомства Меркурьева с Ириной Мейерхольд. Тогда Меркурьев жил с женщиной, правда, брак они не заключали. А Мейерхольд только-только развелась.
На Ирину произвело невероятное впечатление то, что Меркурьев абсолютно «не повёлся» на ее эффектную внешность, а ведь она привыкла, что мужчины буквально млели в ее присутствии.
У Мейерхольд была задача – уговорить актера сняться в одном из фильмов. Однако она получила отказ. Такое поведение актера для уверенной в себе Ирины было в новинку. И она, неожиданно для себя по уши влюбилась в несговорчивого Меркурьева.
Все решил случай. На очередных съемках Меркурьев должен был скакать в кадре на лошади. И лошадь вдруг стала неуправляемой, встала на дыбы, пытаясь сбросить Меркурьева. Ирина, эта маленькая, хрупкая женщина, каким-то образом вцепилась в поводья, тем самым, не дав лошади понести. Фактически, она спасла актеру жизнь.
Меркурьев наконец-то взглянул на Ирину другими глазами и влюбился сам. Вскоре роман увенчался свадьбой. А через некоторое время в семье родился первенец. А еще через пару лет в семье уже было 4 карапуза. Все дело в том, что супруги взяли на воспитание троих детей репрессированного брата.
Чувствуя ответственность за большую семью, Меркурьев решил вплотную заняться в кино, ведь в театре заработки были отнюдь не большими.
Поначалу актер играл исключительно эпизодические роли, но после выхода на экраны короткометражного фильма «Хирургия» по мотивам рассказа Чехова, Меркурьева стали узнавать на улицах.
Однако с фильмом «Хирургия» у актёра были связаны отнюдь не самые хорошие воспоминания, напротив, период съемок стал для него настоящим кошмаром. Во время работы над фильмом был арестован Всеволод Мейерхольд – отец Ирины.
Тем временем в окружении Меркурьева шептались, что актеру лучше бежать от супруги куда подальше, пока еще есть на это время. Однако на Меркурьева гнев властей не распространился – он был всесоюзным любимцем и трогать его не стали.
Однако роли стали предлагать Меркурьеву все реже – побаивались связываться. Денег стало не хватать, и актер брался за любую работу.
Ирину, жену актера, отовсюду уволили, ведь она в одночасье стала дочерью врага народа.
В 1941 вся семья отправилась в эвакуацию в маленький сибирский поселок. Там Меркурьеву предложили возглавить местный театр. Он согласился, ведь и Ирине в театре нашлось место – она стала режиссером. На тот момент в семье подрастало 6 детей – трое своих и трое приемных.
Когда блокада Ленинграда была снята, семья вернулась домой, в полностью разграбленную квартиру. Весь гонорар за роль в «Небесном тихоходе» Меркурьев потратил на обустройство квартиры, где остались лишь голые стены – не было даже кроватей и стульев. До этого большая семья спала на полу.
Но на жизнь актер никогда не жаловался. Напротив, он говорил, что счастлив. Однако напряженный график и постоянная работа на износ сказывались на здоровье Меркурьева.
Он не жил для себя - все силы тратил на то, чтобы близкие ни в чем не нуждались.
К мучавшей актера гипертонии добавился диабет – Меркурьев не расставался со шприцем с инсулином. На сцену он выходить стал все реже – подводило здоровье. В последние годы обострились проблемы с почками. Больница стала для актера чуть ли не постоянным местом пребывания.
Он ушел тихо, с улыбкой на лице, держа любимую Ирину за руку.
Также смотрите:
Владимир Тихонов: почему он не был уверен в своем отцовстве и ушел от Варлей
Валентина Токарская: она прошла с мужем лагеря и была жестоко им предана
Николай Черкасов: после смерти Сталина его жизнь пошла под откос