Найти в Дзене
Синий флаг: Формула-1

Кризис в Red Bull. Перспективы Ферстаппена и Переса

Оглавление

Команда Red Bull Racing последние годы находится в неоднозначном состоянии. С одной стороны, после провала Ferrari, быки занимают твёрдое второе место в чемпионате, а команды средней группы едва ли сейчас могут навязать ей серьёзную борьбу. В то же время, Red Bull и её пилоты уже 7 лет не боролись за победу в чемпионате пилотов и личном зачёте, наверняка не будут бороться в 2021, да и шансы команды на успех с регламентом 2022 года вызывают большие вопросы. Команда находится в кризисе, который распространяется сразу на несколько направлений.

Моторы

Honda объявила об уходе из Формулы 1 по окончанию сезона 2021 года, после чего острейшей темой для будущего Red Bull стал поиск поставщика силовых установок на 2022 год и далее. Австрийская компания закупала японские моторы для своей дочерней команды Scuderia Toro Rosso (ныне Scuderia AlphaTauri) с 2018 года, а с 2019 – и для старшей команды.

При этом, сотрудничество с другими поставщиками, представленными в чемпионате, не является для Red Bull предпочтительным. С Renault они расстались всего пару лет назад, после длительной критики их силовых установок со стороны руководства команды и их пилота Макса Ферстаппена.

С Ferrari у быков тоже отношения плохие. Австрийская команда оказывала давления на FIA, сомневаясь в причинах высокой эффективности итальянских моторов. Результатом этого стало длительное расследование, ряд технических директив, направленных на усиление контроля за расходом топлива и катастрофическое падение результатов Ferrari и их клиентов в 2020 году.

В Mercedes, в свою очередь, категорически отвергли сотрудничество с Red Bull, поскольку у них уже больше клиентов, чем этого требует регламент, а помогать ближайшим конкурентом для них не имеет смысла.

Это вынудило Red Bull рассматривать возможность продолжать выступления на последних версиях моторов Honda, но продолжать выпускать и обслуживать их самостоятельно. Однако, для осуществления дальнейшей доработки силовых установок потребовалось бы привлечение большого количества специалистов и инвестиция огромных сумм, что не кажется для Red Bull хорошей идеей. Вместо этого, они предпочли продвигать введение ограничений на доработку моторов с 2022 года, которые, скорее-всего, будут приняты в ближайшем будущем.

При этом приход новых мотористов в Формулу 1 до введения принципиально нового моторного регламента не представляется возможным. Но после его утверждения, поиск нового поставщика для быков снова станет актуальным.

Молодёжная программа

В своё время, молодёжная программа Red Bull привела в чемпионат таких звёзд, как Себастьян Феттель и Даниэль Риккьярдо, но жёсткие и спорные методы руководства Хельмута Марко привели к увольнению многих талантливых пилотов, в результате чего появились проблемы с заполнением освобождающихся вакансий в младшей команде, готовых к дебюту пилотов просто не осталось. Позже возникли сложности и в подборе напарников для Макса Ферстаппена в старшей.

Недостаток кадров привёл к возвращению в программу ранее уволенных Брендона Хартли и Даниила Квята, а после неудовлетворительных результатов Пьера Гасли и Алекса Албона, в Red Bull Racing подписали контракт с Серхио Пересом.

В 2021 году в Scuderia AlphaTauri приходит новый участник молодёжной программы, Юки Цунода, а на горизонте имеются и другие гонщики, которые могли бы дебютировать за эту команду в 2022-2023 годах, но доберутся ли они до дебюта и какие покажут результаты – пока не ясно. Возможно, проблемы молодёжной команды ещё не закончились.

Кроме того, пока не ясны дальнейшие перспективы Пьера Гасли, он продолжит выступления за младшую команду в 2021 и, возможно даже останется в 2022, но Хельмут Марко явно отвергает возможность его возвращения в Red Bull Racing. Похоже, Гасли стоит озаботится поиском мест в других коллективах, пока его место не перешло к очередному дебютанту. Не самые достойные перспективы для победителя прошлогоднего Гран При Италии.

Иногда даже победы не могут спасти карьеру...
Иногда даже победы не могут спасти карьеру...

Макс Ферстаппен

В начале 2010-ых Red Bull был командой Себастьяна Феттеля. Немец был выпускником их молодёжной программы, и вообще одним из первых её участников и пользовался безграничной поддержкой со стороны руководства. Все усилия коллектива были брошены на то, чтобы именно он выигрывал гонки и чемпионаты.

После же его ухода в Ferrari, этот статус, казалось бы, должен был перейти к Даниэлю Риккьярдо, который буквально растоптал четырёхкратного чемпиона в 2014 году. Но вскоре у Red Bull возникли другие планы. Вразрез их молодёжной команды, в 2015 году за Scuderia Toro Rosso дебютировал Макс Ферстаппен, а в 2016 он был повышен до напарника Риккьярдо. И если публично команда заявляла для них равный статус, то по сути внутренний приоритет в команде с этого момента был отдан Ферстаппену, он хоть и показывал схожие результаты, но имел куда больший маркетинговый потенциал, в том числе для продвижения Формулы 1 в Нидерландах.

По сути, после этого Ред Булл превратился из самостоятельного механизма с собственными целями, в инструмент для выполнения целей внешних сил, которые были представлены семьёй Ферстаппенов и голландскими спонсорами. И перед этим инструментом была поставлена одна главная цель: сделать Макса самым молодым чемпионом мира.

И эта цель была провалена. К началу нового сезона, Ферстаппен уже будет старше, чем был Себастьян Феттель, когда завоевал свой чемпионский титул. Проект Ферстаппенов в Ред Булле потерпел поражение, и при видимом сохранении хороших отношений с командой, они вряд ли могут быть довольны, ведь им так и не была предоставлена машина, которая смогла бы побороться за титул.

Ферстаппены наверняка уже ищут новую команду, но подходящих вариантов пока нет. Доминирующий Мерседес всё ещё оккупирован Льюисом Хэмилтоном, а остальные команды пока сильно уступают даже Ред Буллу. Однако, как только желанное место всё же появится, австрийская команда потеряет своего главного пилота. А замены у них нет. Риккьярдо покинул Red Bull, не желая становится вторым номером при молодом голландце, а все последующие пилоты молодёжной программы быков не оправдали надежд. Позволив внешним силам влиять на команду, руководство Red Bull потеряло контроль. Теперь они обречены цепляться за Макса, пока он не нашёл себе другую команду, а когда это настанет, обречены остаться ни с чем.

Серхио Перес

Удостоверившись в недостаточном уровне своих молодых пилотов, в сравнении с голландцем, Кристиан Хорнер и Хельмут Марко всё-таки переступили через своё чувство достоинства и наконец пригласили в команду опытного пилота со стороны.

Значит ли это, что теперь мы увидим борьбу Ферстаппена и Переса? Это весьма маловероятно.

Во-первых, Серхио хоть и имеет репутацию звезды из середины пелетона, в свой единственный в большой команде, когда он выступал за McLaren в 2013 году, мексиканец показал довольно невзрачные результаты, что заставляет сомневаться в том, что он действительно достаточно хорош чтобы представлять топ-команду, а на фоне Ферстаппена может провалится, как ранее Гасли и Албон, показывавшие хорошие результаты в Scuderia AlphaTauri.

И даже если скорость Переса позволила бы приблизится к Ферстаппену, руководство команды не позволит Серхио навязать серьёзную борьбу голландцу, поскольку это может ещё сильнее повредить и без того уже хрупкому союзу с Ферстаппенами.

Кроме того, фанаты уже неоднократно подозревали Red Bull в том, что они нередко не обеспечивают обоим пилотам равную технику, нередко одна из их машин едет заметно медленнее или начинает подозрительно часто ломаться. В своё время, это вызвало не мало шуток о технических проблемах Марка Уэббера в 2013 году, а Риккьярдо после перехода в Renault намекал о подобном подходе в отношении себя в сезоне 2018 года.

Неясно, долго ли Перес вообще сможет провести в команде при таких условиях. Выступления на уровне с Максом Ферстаппенов наверняка встретят сопротивление внутри коллектива, а если мексиканец будет заметно медленнее, то просто дискредитирует себя.

Руководство

Сквозной нитью сквозь предыдущие пункты проходит ещё один. Руководители Red Bull в Формуле 1 – Кристиан Хорнер и Хельмут Марко. В своё время они привели команду к оглушительному успеху, но затем коллектив заметно сдал и так и не смог навязать серьёзную борьбу Mercedes в чемпионате. Они позволили Ферстаппенам по сути взять власть в команде в свои рука, а их токсичный подход в отношении других команд и мотористов, а также агрессивные политические игры существенно бьют по репутации Red Bull. С тех пор, как они возглавили коллектив, руководство всех остальных команд успело сменится, а где-то и не по разу. Возможно их подход просто устарел и не даёт той эффективности, что раньше.

Кроме того, технический отдел команды всё ещё сильно зависит от Эдриана Ньюи, несколько попыток отдалить его от основных процессов разработки машины приводили к падениям в результатах, что может свидетельствовать о том, что достаточно компетентных специалистов, способных окончательно заменить Ньюи в коллективе так и нет. Соответственно, есть большие сомнения в том, как долго команда сможет поддерживать уровень выступлений, когда гениальный конструктор окончательно отойдёт от дел.