Патриаршие пруды.
Не знаю как Вам, а мне первое, что приходит в голову это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». А еще такие старомосковские названия вызывают у меня трепет. Как будто я прикасаюсь к чему то неведомому, приобщаюсь к чему то камерному и вхожу в круг посвященных.
Этот место изобилует топонимами: название самого района, улиц, переулков, церквей. Если присмотреться и прислушаться, то можно найти много интересного и не очевидного.
Местность эта известна с конца XVI века как урочище Козье болото, или Козиха (увековечена в Малом и Большом Козихинских переулках ), названное так, вероятно, по обилию коз. Не случайно появилась здесь в конце XVI в. церковь Спиридона, покровителя пастухов (от нее и названия: улицы Спиридоновка и Спиридоньевский переулок ).
Из Козьего болота вытекал ручей Черторый (по названию понятно кто его рыл), а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
После Смуты эти земли отошли под владение патриархов и стали называться патриаршей Козьей слободой. В нее были включены и две уже стоявшие церкви – Ермолаевская (дала название Ермолаевскому переулку ) и Спиридоновская.
В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. Прудов было три, что дало название близлежащему Трехпрудному переулку .
Со временем за прудами Патриаршей слободы перестали следить, поэтому они превратились в болота. До начала XIX века сохранился лишь один водоем (остальные засыпали). Прямоугольное зеркало пруда обрамлено Большим и Малым Патриаршими переулками, Малой Бронной улицей (получила название в XVII веке по Бронной слободе, находившейся здесь ещё в начале XVI века . Первоначально население слободы составляли мастера-оружейники, изготовлявшие в том числе « броню » — панцири и кольчуги ) и Ермолаевским переулком. Вокруг пруда был сооружен сквер.
Летом в сквере прогуливались семьями, а зимой катались на коньках.
Каток на Патриарших прудах был самым популярным московским катком на протяжении многих лет. Сюда на каток привозил кататься своих дочек Лев Толстой, гулял и слушал соловьев другой Толстой - Алексей Николаевич. Здесь в гостях у своих друзей бывали Пушкин, Гоголь, Карамзин, Жуковский, Баратынский, Крылов. Не напрасно в 1976 году знаменитому баснописцу здесь был поставлен памятник, окруженный персонажами его басен. Эти фигурки особенно нравятся детям.
Здесь и медведь, пришедший на голосование, и слон, удирающий от шавки (простите от Моськи) в стену, и налоговик-волк, взымающий налог с овечки, и мартышка с гантелями из замков, оставленных влюбленными….
Некоторых персонажей посетители сквера усовершенствуют сообразно сложившейся эпидемиологической обстановке. Думается скоро отменят обязательное ношение средств защиты (масок и перчаток) в общественных местах, и мартышка вздохнет полной грудью.
В 1924 году Патриарший пруд и близлежащие переулки переименовали. Пруд стал Пионерским, как и переулки, но в народе новые названия не прижились.
Сегодня весь комплекс «Патриаршие пруды» (пруд, павильон и парк) является объектом культурного наследия и охраняется государством. Пруд остается символом района, визитной карточкой, центром притяжения.
Это не только абсолютно культовое булгаковское место, но и просто одно из наиболее любимых горожанами и гостями столицы мест для прогулок. Сюда приходят на вечерний променад любители Москвы булгаковской — тихой и в то же время таинственной. Здесь каждый дом имеет свою историю. Сюда стоит заглянуть не только любителям литературы, но и ценителям архитектуры, и заядлым посетителям гастрономических ресторанов, а также просто желающим приятно прогуляться.
Тишина и умиротворенная атмосфера на улицах – далеко не все. Практически через все дворы, как в старые добрые московские времена, можно если и не пройти насквозь, то, по крайней мере, исследовать их изнутри. «А там, где дворы закрыты, - говорит местная жительница, - здешние бабушки дают молодым мамам кодовые номера от ворот, чтобы те могли гулять там с малышами».
Да, самое главное: уж где-где, а на Патриарших прудах не вздумайте разговаривать с незнакомцами, Это строго запрещено, за этим следят!