Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Самая короткая история формулы 1. Часть 9. 1995-2005 годы. Вторая 3х литровая эра.

1995 Вступили в силу новые правила, нацеленные на снижение мощности и скорости автомобилей Гран-при. В 1995 г. их рабочий объем был снижен с 3500 до 3000 см . Если самые мощные 3,5-литровые двигатели в 1994 г. развивали до 820 л.с., то лучшие 3-литровые теперь развивали до 720л.с. Борьба за чемпионский титул развернулась между Шумахером на Benetton-Renault и Дэймоном Хиллом на Williams- Renault. Вскоре стало очевидно, что Benetton В195 был не так хорош, как Williams FW17 с одинаковыми моторами Renault, но очень талантливый Шумахер выиграл девять гонок, повторив рекорд Найджела Мэнселла 1992 г. Одна из его побед на Гран-при Бельгии стала шедевром. Из-за непредсказуемых погодных условий во время квалификации, немец стартовал с 16-ой позиции. Уже после восьми кругов в дождевых условиях он вышел в лидеры и одержал победу. Шумахер был очень быстр под дождём и демонстрировал ту же решимость и мастерство, что и Айртон Сенна, которого прозвали «человек дождя». Williams обладали лучшим автомо
1995 год. "Benetton-Renault-B195"
1995 год. "Benetton-Renault-B195"

1995

Вступили в силу новые правила, нацеленные на снижение мощности и скорости автомобилей Гран-при. В 1995 г. их рабочий объем был снижен с 3500 до 3000 см . Если самые мощные 3,5-литровые двигатели в 1994 г. развивали до 820 л.с., то лучшие 3-литровые теперь развивали до 720л.с. Борьба за чемпионский титул развернулась между Шумахером на Benetton-Renault и Дэймоном Хиллом на Williams- Renault. Вскоре стало очевидно, что Benetton В195 был не так хорош, как Williams FW17 с одинаковыми моторами Renault, но очень талантливый Шумахер выиграл девять гонок, повторив рекорд Найджела Мэнселла 1992 г. Одна из его побед на Гран-при Бельгии стала шедевром. Из-за непредсказуемых погодных условий во время квалификации, немец стартовал с 16-ой позиции. Уже после восьми кругов в дождевых условиях он вышел в лидеры и одержал победу. Шумахер был очень быстр под дождём и демонстрировал ту же решимость и мастерство, что и Айртон Сенна, которого прозвали «человек дождя». Williams обладали лучшим автомобилем Формулы Один в 1995 г., но команда не смогла в полной мере воспользоваться ее техническим превосходством, поэтому Дэймон Хилл и молодой шотландец Дэвид Култхард не смогли составить конкуренцию Шумахеру.

Личный зачет : Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

1 М. Шумахер "Benetton-Renault-B195" 102

2 Д . Хилл "Williams-Renault-FW17" 69

3 Д . Култхард "Williams-Renault-FW17" 49

4 Д . Херберт "Benetton-Renault-B195" 45

5 Ж . Алези "Ferrari-412T2" 42

6 Г . Бергер "Ferrari-412T2" 31

Кубок конструкторов :

1 " Benetton-Renault -B195" 137

2 "Williams-Renault-FW17" 112

3 "Ferrari-412T2" 73

4 "McLaren-Mercedes-MP4/10" 30

1996

В период между сезонами 1995-1996 произошло "великое переселение" гонщиков. Двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер оставил чемпионский "Benetton" и перешёл в "Ferrari", в то время как Жан Алези и Герхард Бергер совершили обратный переход. В команде "Williams" компанию Дэмону Хиллу составил канадец Жак Вильнев - чемпион серии "Indycar", сын знаменитого Жиля. Жак провел большую предсезонную работу на трассах формулы 1, намотав более 9000км на тестах. Двигатель Renault считался лучшим в 1996 году и развивал 740 л.с. при 16600 об/мин, а аэродинамика болида под руководством Эдриана Ньюи делала Williams быстрейшим автомобилем года. Поэтому соперничество за корону шло между двумя товарищами по команде Williams и продолжалось вплоть до заключительного Гран-при в Сузуке. В начале гонки у Вильнёва возникли проблемы из- за дефектной шины, а после второго пит-стопа из-за ошибки механиков открутилось колесо. Он вылетел в гравий и сошел с дистанции. Хилл захватил лидерство, довёл гонку до победы и стал Чемпионом Мира.

Личный зачет : Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

1 Д. Хилл "Williams-Renault-FW18" 97

2 Ж . Вильнев "Williams-Renault-FW18" 78

3 М . Шумахер "Ferrari-F310" 59

4 Ж . Алези "Benetton-Renault-B196" 47

5 М . Хаккинен "McLaren-Mercedes-MP4/11" 31

6 Г . Бергер "Benetton-Renault-B196" 21

Кубок конструкторов:

1 "Williams-Renault -FW18" 175

2 "Ferrari-F310" 70

3 "Benetton-Renault-B196" 68

4 "McLaren-Mercedes-MP4/11" 49

1997

После "великих переселений" гонщиков и двигателей в 1996 году, настала очередь конструкторов. Эдриан Ньюи, чей вклад во все победы "Williams" начиная с 1991 года трудно было переоценить, перешел в "McLaren". "Ferrari" покинул Джон Барнард, а на его место из "Benetton" пришли Росс Браун и Рори Бирн, те кто уже добивался успехов с Шумахером. Таким образом, команда "Ferrari" теперь фактически представляла собой "Benetton" образца "до 1996 года" - идеальную машину для производства побед одного отдельно взятого гонщика. Поединок между Вильнёвом и Шумахером продолжался до последнего этапа в Хересе, перед которым у немца было преимущество в одно очко. Квалификация в Хересе окончилась совершенно неожиданным образом. Первые три пилота: Вильнев, Шумахер и Френтцен показали совершенно одинаковое время - 1 мин 21,072 с ! Со старта Шумахер вырвался вперед, однако Вильнев настиг его на сорок восьмом круге. Уже во время первой попытки обгона Шумахер применил тот же приём, что и на Гран-При Австралии 1994 года, где он вынес Хилла: не раздумывая, пошел на столкновение и ударил автомобиль Вильнева в боковой понтон. Но на этот раз Шумахеру не повезло: его автомобиль вынесло в гравийную ловушку, а Вильнев продолжил гонку, и взятых им четырех очков хватило, чтобы стать чемпионом мира. Спортивные власти не оставили поступок Шумахера без внимания: на Всемирном совете FIA он был лишен всех набранных им в сезоне очков за попытку вывести Вильнева из борьбы.

Личный зачет : Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

1 Ж . Вильнев "Williams-Renault-FW19" 81

2 Х .- Х . Френтцен "Williams-Renault-FW19" 42

3 Д . Култхард "McLaren-Mercedes-MP4/12" 36

4 Ж . Алези "Benetton-Renault-B197" 36

5 Г . Бергер "Benetton-Renault-B197" 27

6 М . Хаккинен "McLaren-Mercedes-MP4/12" 27

Кубок конструкторов :

1 "Williams-Renault-FW19" 123

2 "Ferrari-F310B" 102

3 "Benetton-Renault-B197" 67

4 "McLaren-Mercedes-MP4/12" 63

1997 год "Ferrari-F310B"
1997 год "Ferrari-F310B"

1998

В расстановке сил ожидались серьезные изменения по сравнению с прошлым годом - должны были проявиться последствия перехода конструкторов. Кроме того компания Renault прекратила поставки двигателей для формулы 1, оставив без моторов команды Williams и Benetton, что отразилось на их результатах. Первые этапы чемпионата показали, что теперь команда "McLaren"играла ведущую роль как в квалификациях, так и в гонках. Так из первых пяти гонок четыре выиграли гонщики "McLaren", и лишь одну - Шумахер на Ferrari. В ходе чемпионата лидировал Хаккинен, но благодаря уверенному пилотажу и великолепной тактике команды, Шумахер постоянно догонял финна по очкам. Сезон закончился гонкой в Японии. Шумахер, имея отставание от Хаккинена в четыре очка, выиграл поул-позицию, но заглох на старте и начал гонку с последней позиции. К 30му кругу он вышел на третье место, сокращая отставание от финна, но взорвавшееся колесо вывело его из борьбы. Хаккинен выиграл гонку и чемпионат.

Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

1 М. Хаккинен "McLaren-Mercedes-MP4/13" 100

2 М . Шумахер "Ferrari-F300" 86

3 Д . Култхард "McLaren-Mercedes-MP4/13" 56

4 Э . Ирвайн "Ferrari-F300" 47

5 Ж . Вильнев "Williams-Mecachrome-FW20" 21

6 Д . Хилл "Jordan-Mugen Honda-198" 20

Кубок конструкторов :

1 " McLaren-Mercedes -MP4/13" 156

2 "Ferrari-F300" 133

3 "Williams-Mecachrome-FW20" 38

4 "Jordan-Mugen Honda-198" 34

1999

В ходе чемпионата к лидерам из «высшей лиги» на McLaren-Mercedes и Ferrari приблизился Х-Х. Френтцен на Jordan с мотором Mugen Honda. Это был лучший сезон ирландской команды в королевских гонках. Шумахер, получив перелом ноги, выбыл из чемпионской гонки. За три этапа до окончания чемпионата Ирвайн и Хаккинен имели по 60 очков, а Френтцен и Култхард -56 и 51 соответственно. К последнему этапу претендентов осталось два : Ирвайн 70 очков и Хаккинен 68. Финальная схватка на Сузуке закончилась победой финна, что гарантировало ему второй чемпионский титул. Прогресс в техническом, да и в организационном плане принёс после 16-летнего перерыва победу в кубке конструкторов конюшне Ferrari.

Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 М. Хаккинен "McLaren-Mercedes-MP4/14" 76

2 Э . Ирвайн "Ferrari-F399" 74

3 Х .- Х . Френтцен "Jordan-Mugen Honda-199" 54

4 Д . Култхард "McLaren-Mercedes-MP4/14" 48

5 М. Шумахер "Ferrari-F399" 44

Кубок конструкторов:

1 " Ferrari-F399" 128

2 "McLaren-Mercedes-MP4/14" 124

3 "Jordan-Mugen Honda-199" 61

4 "Stewart-Ford-SF3" 36

2000

Сезон 2000 года стал продолжением двух предыдущих, лидерство третий год подряд оспаривали две команды - " Ferrari " и " McLaren ". Так же можно было ожидать скорости от команд " Williams " и BAR , которые в 2000 году должны были использовать новые двигатели - BMW и Honda соответственно. В квалификации McLaren - Mercedes выглядели предпочтительнее, но чёткая командная работа Ferrari и мастерство Шумахера привели его к третьему чемпионскому титулу, который он завоевал на предпоследнем этапе в Японии. Чемпионскую корону в личном зачёте Ferrari не выигрывала с 1979 года!

Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1. В зачет идут все результаты гонок

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 М. Шумахер "Ferrari-F1 2000" 108

2 М . Хаккинен "McLaren-Mercedes-MP4/15" 89

3 Д . Култхард "McLaren-Mercedes-MP4/15" 73

4 Р . Баррикелло "Ferrari-F1 2000" 62

5 Р . Шумахер "Williams-BMW-FW22" 24

6 Д . Физикелла "Benetton-Playlife-B200" 18

Кубок конструкторов :

1 "Ferrari-F1 2000" 170

2 "McLaren-Mercedes-MP4/15" 152

3 "Williams-BMW-FW22" 36

4 "Benetton-Playlife-B200" 20

2001

Команда Ferrari прогрессировала гораздо сильнее McLaren-Mercedes, к которой в свою очередь подтягивалась Williams-BMW с быстрыми гонщиками: Ральфом Шумахером и Хуаном Пабло Монтойей. На смену пилотам 90х пришло новое поколение будущих чемпионов: Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо на Minardi и Кими Райкконен на Sauber. Михаэль Шумахер за четыре этапа до окончания чемпионата взял четвёртый титул.

Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 М. Шумахер Ferrari-F2001 123

2 Д . Култхард McLaren-Mercedes-MP4/16 65

3 Р . Баррикелло Ferrari-F2001 56

4 Р . Шумахер Williams-BMW-FW23 49

5 М . Хаккинен McLaren-Mercedes-MP4/16 37

6 Х . П . Монтойя Williams-BMW-FW23 31

Кубок конструкторов:

1 "Ferrari-F1 2001" 179

2 "McLaren-Mercedes-MP4/16" 102

3 "Williams-BMW-FW23" 80

4 Sauber Petronas С20 21

2002

В гонки Ф1 вернулась заводская команда Renault и появилась новая команда Toyota, но они смогли бороться только в середине турнирной таблицы. Чемпионат прошёл при полной гегемонии пилотов Ferrari. Михаэль Шумахер все гонки чемпионата закончил на подиуме, а из 17 этапов чемпионата лишь два — Гран-при Монако и Гран-при Малайзии — выиграли не пилоты Ferrari : Дэвид Култхард из McLaren-Mercedes и Ральф Шумахер из Williams-BMW. Уже в середине сезона Шумахер убил интригу, взяв пятый титул для себя и очередной кубок конструкторов для Ferrari.

Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1

В зачет идут все результаты гонок

1 Михаэль Шумахер "Ferrari F2001B", "-F2002" 144

2 Рубенс Баррикелло "Ferrari F2001B", "-F2002" 77

3 Хуан-Пабло Монтойя "Williams BMW FW24" 50

4 Ральф Шумахер "Williams BMW FW24" 42

5 Дэвид Култхард "McLaren Mercedes MP4-17" 41

6 Кими Райкконен "McLaren Mercedes MP4-17" 24

Кубок конструкторов:

1 Ferrari F2001B", "-F2002" 221

2 Williams-BMW -FW24 92

3 McLaren-Mercedes MP4-17 65

4 Renault R202 23

2002 год, Williams-BMW-FW24
2002 год, Williams-BMW-FW24

2003

Изменилась система начисления очков : 10-8-6-5-4-3-2-1, что должно было обострить интригу в чемпионате. С середины сезона запрещён трекшн контроль. Предполагалось, что как и в предыдущем сезоне, лидером будет Михаэль Шумахер, а догоняющими – пилоты McLaren Mercedes и BMW-Williams, но на практике всё сложилось иначе. В 2002-м значительную часть преимущества Скудерии обеспечивали шины Bridgestone. Но в 2003-м в Michelin сделали большой шаг вперёд и теперь McLaren и Williams имели некоторое преимущество. В трёх первых гонках Михаэль не смог одержать ни одной победы, и более того – ни разу не поднялся на подиум! Лидерство захватил Кими Райкконен на McLaren . После 13 ти этапов было 8 различных победителей, а расклад был такой: Шумахер-72 очка, Монтойя- 71 , Райконен-70. На следующем этапе в Индианаполисе в первой части гонки возник момент, когда все три претендента виртуально имели одинаковое количество очков, но когда пошёл дождь, Шумахер блестяще переиграл своих соперников, благодаря своему мастерству, слаженной работе команды и дождевым шинам bridgestone. К последнему этапу только Райконен имел небольшие шансы на титул, но ему не хватило 2 очка и Шумахер в 6-й раз стал чемпионом, а Ferrari вновь взяла кубок конструкторов.

Система начисления очков: 10-8-6-5-4-3-2-1

1 Михаэль Шумахер "Ferrari F2002/2003", 93

2 Кими Райкконен "McLaren Mercedes MP4-17D" 91

3 Хуан - Пабло Монтойя "Williams BMW FW25" 82

4 Рубенс Баррикелло "Ferrari F2002", "-F2003" 65

5 Ральф Шумахер "Williams BMW FW24" 58

6 Фернандо Алонсо Renault F1 Team R23-b 55

Кубок конструкторов:

1 Ferrari F2002/2003 158

2 Williams-BMW FW25 144

3 McLaren-Mercedes MP4- 17D 142

4 Renault R23-В 88

2004

Повторение сезона 2002 при полном доминировании Шумахера ( 7 титул чемпиона) и Ferrari, выигравших 15 из 18 гонок календаря ( 8 дублей). Неожиданностью стало очень слабое выступление команд BMW-Williams и McLaren Mercedes, которые в 2003 году до самого последнего этапа боролись с Ferrari за чемпионство. В текущем сезоне BMW-Williams и McLaren Mercedes смогли принять бой лишь за 4-е место в общем зачёте. За второе же место отчаянно сражалась Renault, захватив вторую строчку протокола с самого начала сезона и команда BAR c моторами Honda. Однако не слишком успешная командная тактика Renault не позволила им удержать за собой вторую позицию, чем воспользовалась команда BAR Honda, опередив своих соперников за три гонки до окончания чемпионата.

Система начисления очков: 10-8-6-5-4-3-2-1

1 Михаэль Шумахер "Ferrari F2004 148

2 Рубенс Баррикелло "Ferrari F2004 114

3 Дженсон Баттон BAR Honda RA04 85

4 Фернандо Алонсо Renault F1 Team RS 24 59

5 Хуан - Пабло Монтойя "Williams BMW FW26" 58

6 Ярно Трулли Renault F1 Team RS 24 46

Кубок конструкторов:

1 Ferrari F2004 262

2 BAR Honda RA04 119

3 Renault RS 24 105

4 Williams-BMW FW26 88

2005 год  Toyota-TF104B
2005 год Toyota-TF104B

2005

Изменения технического регламента: один комплект шин на квалификацию и гонку (пит-стопы допускали только дозаправку).Мотор должен выдерживать две гонки. Главным сюрпризом сезона явился провал команды Ferrari, которая уступила титул после 6-ти лет доминирования в чемпионате мира и Кубке конструкторов. Чемпионом мира стал Фернандо Алонсо, Кубок конструкторов завоевала команда Renault. Ближайшими соперниками Renault в командном зачёте и Фернандо Алонсо — в личном, — стали команда McLaren и её пилот Кими Райкконен. Renault и McLaren выиграли все гонки сезона, кроме Гран-при США, в котором они не принимали участия. По многим показателям McLaren были быстрее, но многочисленные технические проблемы заставили уступить титул более надёжным машинам Renault. Скромно выступила команда B.A.R. Honda, которая закончила предыдущий сезон на 2-м месте, а в сезоне 2005 заняла лишь 6-е. Наибольшего прогресса добилась Toyota, лишь ненамного отстав от Ferrari в борьбе за 3-е место в Кубке конструкторов. Новая команда Red Bull, регулярно финишируя в очках, показала значительный прогресс после скромных выступлений Jaguar, которая была выкуплена Red Bull после сезона 2004.

Система начисления очков: 10-8-6-5-4-3-2-1

1 Фернандо Алонсо Renault RS 25 133

2 Кими Райкконен "McLaren Mercedes MP4-20 112

3 Михаэль Шумахер "Ferrari F2004/2005 62

4 Хуан - Пабло Монтойя "Williams BMW FW27 60

5 Джанкарло Физикелла Renault F1 Team RS25 58

6 Ральф Шумахер Williams BMW FW27 45

Кубок конструкторов:

1 Renault RS 25 194

2 Williams-BMW FW27 172

3 Ferrari F2004/2005 100

4 Toyota TF104B 88

часть 8 здесь, см:

иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner