Найти тему
Бард-Дзен

Бардовская песня года. Елена Гудкова.

Случайно наткнулся на маленькое интервью Елены Гудковой, даже не интервью, так, вопрос-ответ на бегу возле концертной площадки одного из многочисленных питерских фестивалей. Спасибо, что приглашаете, сказала Елена, меня все воспринимают как-то отдельно от авторской песни, а я-то себя ощущаю именно бардом. И ведь не юная девочка, азартно участвующая в фестивальных конкурсах, вполне зрелый автор, да еще и телеведущая нескольких программ об авторской песне на нескольких же питерских телеканалах. С чего бы это ее воспринимать «несколько отдельно от авторской песни»? А ведь воспринимают же!

И вот знаете, послушав песни Елены, как ранние, так и нынешние, я поймал себя на интересной мысли – да, я понимаю людей, воспринимающих ее «несколько отдельно», понимаю. Но не разделяю это внешнее позиционирование по отношению к ней.

Вспомнилась несколько наукообразная речь Владимира Ланцберга на площадке Второго канала, когда он пытался разъяснить публике почему это Второй канал сделал лауреатами своего конкурса наш пермский дуэт МЕТРО, хотя вроде ребята легковесны в стихе, попсовы в музыке, да и вообще любят устроить на сцене веселый балаган. Мне кажется все, что сказал тогда Владимир Исаакович, вполне можно было бы сказать и о творчестве Елены Гудковой. Тогда, заряжая на Грушинском альтернативный Второй канал, пытаясь вычистить из нашей песни попсовый налет, он с удивлением и искренним сомнением обнаружил, что не только хорошие глубокие стихи, не только точные, красивые и понятные мелодии, позволяют барду устроить из своего выступления равноправный разговор со зрителем о жизни. Хорошая шутка, забавная актерская игра и легковесный аргумент в беседе, который не раз и не два в последствие заставит собеседников глубоко задуматься о смыслах бытия, оказываются не менее важны в творчестве. А зачастую оказывают на жизнь собеседников еще и более сильное воздействие.

Я очень рад, что Ланцберг тогда, в конце 90-х сумел разглядеть глубоких авторов и прекрасных исполнителей в «метрошках», и думаю, что случись в те поры там же Елена Гудкова, и она заслужила бы от Берга похожего коммента.

Итак, сегодня в рубрике #бардовская песня года, пожалуй, одна из самых медийных, но неоднозначных при этом участниц клуба «Меридиан» Елена Гудкова.

Елена Гудкова. Автор, исполнительница и телеведущая кучи программ об авторской песне.
Елена Гудкова. Автор, исполнительница и телеведущая кучи программ об авторской песне.

Я прошу прощения за такое длинное и излишне сложное вступление, поэтому сразу же после него поставлю что-нибудь из крайне «попсового» и «легковесного» от Елены Гудковой. Впрочем, эти прилагательные можно было бы и не ставить в кавычки, конечно. Собственно, если уж Ланцберг в свое время посчитал эти прилагательные вполне органичными и не противоречащими бардовскому мейнстриму, то, боюсь, мои-то кавычки вообще можно легким кокетством воспринимать.

На мой взгляд, хотя конечно, какой у меня взгляд после просмотра нескольких роликов? Поверхностный взгляд, конечно. И тем не менее, на мой поверхностный взгляд, становясь с возрастом серьезнее и глубже, Елена очень правильно делает, что не отказывается от своего юного, кокетливого песенного хулиганства. Не знаю, кто как, а я вот очень люблю такое разнообразие.

Вот удивительным образом, рассказывая про собственные впечатления от творчества Елены, я все время скатываюсь в какие-то сравнения. То с МЕТРО история вспомнилась, то вот сейчас откуда-то вылезли ассоциации с пермскими моими любимыми авторами Володей Бересневым и Стасом Смолиным. Собственно, эти ж тоже легко прыгают в своем творчестве от глубокой и даже философской лирики к всяческому хулиганству, к пародиям, песенным анекдотам и так далее, и не мешает им такая внешняя неразборчивость в темах, стилях и жанрах иметь имидж серьезных авторов. В Перми, во всяком случае. Ну а то, что Елена открыто говорит о себе, как о человеке и авторе растущем, к которому далеко не сразу приходит понимание глубоких тем и образов – это подкупает, если честно.

Следующую песню, кстати, песню из программы концертной акции «Авторская песня года 2018» Елена, по ее же словам, никак не могла написать ни в 20, ни в 30, а вот сейчас дозрела, домудрела. А как только «домудрела», сейчас же вспомнила, что вообще-то эту тему давным-давно уже достойно отработал Роберт Рождественский. Ну и что? Тема же от этого хуже не стала и не исчерпалась стихами мэтра.

Рассказывая о Елене Гудковой, непременно нужно упомянуть, что у нее за плечами эстрадное отделение питерской консерватории. Это, между прочим, довольно большая редкость в бардовской среде. Именно такое образование, вернее, его последствия и плоды и заставляют любителей авторской песни посматривать насторожено в эту сторону. Ну я уже сказал, что понимаю такую настороженность, хотя и не разделяю ее. Я вот давно приятельствую с нижегородским автором и исполнителем Толей Шенбергом, который по молодости еще и в Голубых гитарах поиграть и попеть успел и даже во всесоюзных конкурсах эстрадной песни поучаствовать. Так он грустно признается, что только к полтиннику наконец-то понял и свое место в авторской песне и место самой песни в своей жизни. Кстати, как только понял, песни-то пошли сразу куда более интересные и глубокие.

Елена, по-моему, намного раньше Шенберга разобралась в своих отношениях с нашей песней. Тут, конечно, многолетняя постоянная работа на ТВ с самыми интересными и питерскими и российскими авторами не могла не сказаться. Вообще, мне кажется, что Елена Гудкова как человек и как эксперт в авторской песне намного глубже и интереснее, чем Елена Гудкова автор. Хотя и некоторые авторские ее работы у меня вызывают искреннее восхищение.

Закончить этот небольшой рассказ о замечательном питерском авторе Елене Гудковой я хочу еще одной песней, представленной в концертной акции «Авторская песня года 2019». Только перед этой песней хочется сказать вот что: Песня года – это, конечно, кроме всего прочего еще и ощущение времени вокруг себя и ощущение себя во времени. Так вот, если посмотреть на эту вот песню с такой точки зрения, то можно заметить, что легковесность в призме времени превращается просто в легкость, а попсовость органически переходит в самоиронию и начинает отсвечивать мудростью. А это уже, как не посмотри – признаки большого таланта.

P.S.

Для тех, кто особо нетерпелив, я готов уже сейчас поставить целиком концерт «Авторская песня года 2020» в питерском клубе Меридиан в не монтированном и неразобранном на треки варианте. Смотрите, наслаждайтесь. Но тоже не мучайте себя просмотром сразу всего концерта. Лучше к нему возвращаться время от времени. Все же одно дело смотреть это в зале, и совсем другое - в интернете. Это так, маленький совет.

Концертная акция "Авторская песни года 2020" в клубе Меридиан. 1 отделение.

Концертная акция "Авторская песни года 2020" в клубе Меридиан. 2 отделение.

Ну а с теми, кто не торопится и готов вдумчиво и не спеша знакомится с творчеством замечательных питерских авторов – участников концертной акции «Авторская песня года», будем едва не каждый день по мере сил встречаться и говорить о творчестве этих замечательных и очень талантливых людей здесь, на канале Бард-Дзен. И, возможно, еще и на Бард-радио. Потому, что часть этих текстов и песен, заключенных в них непременно прозвучат в программах этого радио.