Пожалуй, ни для кого не секрет, что на десять фильмов, которые снимаются в нашей стране, шесть-семь картин - о войне. А что представляет собой фильм о войне? Военная драма, где стреляют, хотя и холостыми патронами, что-то взрывают, пусть это всего лишь пиротехника, где убивают, разумеется понарошку, и плачут, потому что это же война нужно показать трагедию , драму, переживания.
И одно дело, когда в таком фильме играют взрослые актеры, которые имеют представление по книгам и другим фильмам о том, что такое война, может быть слышали и помнят рассказы своих дедов-прадедов о тех событиях. Но часто по сюжету в военных картинах нужны и маленькие актеры, для которых война — что-то вроде компьютерной игры: бах-бах, убит, геймовер , реинкарнация героя и можно сражаться дальше.
Но ведь в кино, в хорошем качественном кино, нужны настоящие эмоции, переживания, а как можно эмоционально переживать то, о чем не имеешь представления? И вот тут возникает дилемма : с одной стороны важно, чтобы в кадре дети плакали и показывали эмоции по-настоящему, а с другой, маленьких актеров нельзя пугать ужасами войны, чтобы не навредить детской психике, как сейчас модно говорить. И как быть в такой ситуации?
Есть проверенные временем и огромным количеством дублей приемы и техники, как заставить человека пролить слезы. Это и лук, который можно пошинковать и поднести к глазам, чтобы защипало. И механический метод, помогающий заплакать, когда продолжительное время нужно смотреть вверх, или максимально, до рези в глазах, закатывать зрачки в верхний правый или левый угол глаза. Или еще вариант: как можно шире открыть глаза и долго не моргать — роговица глаз от этого пересушивается и появятся слезы. Есть и секретные техники, например, не открывая рта, поднимать вверх мягкое небо, как будто хочешь зевнуть. И более жестокие методы: ущипнуть за губу, подергать за волосы.
В качестве альтернативных приемов, которые помогают вызывать слезы, можно назвать и ментоловые спреи или мази, которые можно нанести на зону поближе к глазам, но ни в коем случае не на ресницы, и не в глаза. И капли для глаз, у нас на военных фильмах по пять флаконов альбуцида расходилось за съемку одной сцены. Можно еще использовать и искусственные слезы, но они не всем подходят. На крайний случай для массовых общих планов можно просто смочить зону возле носа и щеки каплями воды.
Но дело в том, что такие приемы, да, вызывают слезы, но не эмоции, которые должны ощущаться, когда человек плачет. Эти эмоции проявляются и в том, как зажимается тело, как опускаются плечи. Если использовать художественный термин, то вокруг плачущего человека должна формироваться аура горя. И, поверьте, она через видеокамеру хорошо передается зрителям. Поэтому лучше использовать эмоциональные методы, а не механические приемы.
Отлично работает, правда не у всех, метод личных воспоминаний. Когда реанимируешь из глубин памяти какое-то событие, от которого хочется разрыдаться. Можно попробовать визуализировать сценарий, как будто все происходит на самом деле, но для этого нужно отличное воображение. Но такие методы опять же работают со взрослыми. А как же с детьми?
Самое простое, что приходилось применять, чтобы довести ребенка до слез — говорить обидные слова или повторять дубль за дублем, пока не сработает эмоциональная усталость и ребенок не разрыдается. Или, например, была у нас одна сцена, где детки должны были плакать над телами убитых мам. Тогда нужные эмоции у маленьких актеров вызвала фраза режиссера: "А представьте, что это ваши настоящие мамы лежат и вы больше их не увидите" - дети заплакали, сцену сняли с одного дубля.