Найти тему

Лешие, домовые, Кощей и Баба Яга. Представления славян о мире духов.

Во что верим м сейчас? В Бога? Конечно! Но если послушать внимательно, как мы говорим, то можно понять, что в нас, современных людях, сильна связь с далекими предками. Нет? А как же «Тьфу-тьфу, как бы не сглазить»? А постучать по дереву три раза? А скрестить пальца, если черная кошка перебежала через дорогу? А ее же, кошку, первую в дом новый пустить? И много еще можно привести примеров того, что наши корни, к счастью, крепко нас держат. Во что же верили древние славяне и какие существа перекочевали в современность? Об этом и поговорим.

Как мы знаем, славяне одушевляли природу, пантеон богов у них был весьма обширный. Но кроме того была всякая нечисть, которая могла изрядно подпортить жизнь, поэтому ее необходимо было задабривать, ну или просто избегать встречи с ней. Именно так представляли наши предки какие-то бытовые неурядица, и каждое чудище отвечало за свой фронт работ.

Самым безобидным и даже полезным считался ДОМОВОЙ.

Его обычно считали духом умершего предка и представляли в виде маленького сморщенного старика. Он оберегал домочадцев, охранял хозяйство, скот. Но сердить домового было нельзя. Считалось, что он мог наслать мор на скотину, а ночью пакостить хозяевам: щипать спящих, прятать вещи, воровать продукты. Тогда домового надо было задобрить: оставить чего-нибудь покушать, положить цветной лоскуток или монетку. Наши предки верили, что без домового дом ждет беда.

Мифическим покровителем леса считался ЛЕШИЙ.

-2

Они верили, что он сбивает путников с дороги и даже может убить, но в то же время считали, что леший присматривал за заблудившимися в лесу детьми и помогал им отыскать дорогу домой. Леший также считался духом умершего человека, только «неправедной» смертью: самоубийцы, некрещеные младенца или те, кого прокляли родные. На Руси верили, что лес – это граница между реальным миром и потусторонним, а леший заманивает их в другой мир.

«Водным» образом домового стала КИКИМОРА.

-3

Она обычно жила в банях колодцах и особого вреда не приносила, только пугала по ночам. Представлялась она в виде длинноволосой девушки или маленькой девочки и происходила от убитых или мертворожденных детей. Позже кикимору переселили на болота, и там она обрела облик скрюченной, покрытой мхом и плесенью старухи. Вот почему мы часто, смотрясь в зеркало по утрам, бываем недовольны своей помятой внешностью и называем себя кикиморой. Увидеть кикимору считалось к беде, а если уж в доме начались неурядицы и беды, то значит, что кто-то из мести подселил зловредную нечисть в дом.

Владычицами рек и озер считались РУСАЛКИ – прекрасные девушки с длинными волосами, умершие до замужества или утопленницы.

-4

Изначально русалка считалась лесной нимфой, духом природы. Кстати, рыбьего хвоста у наших русалок никогда не было. Чуть позже ее приравняли к нечисти и начали верить, что она пугает людей, может утопить или защекотать до смерти. Русалка считалась оборотнем, умевшим превращаться в разных животных.

Самый знаменитый герой древних былин и сказок ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ – тоже представление жителей Древней Руси о загробном мире и духах, поселившихся в мире реальном.

-5

Им стал первый хозяин дома, который впоследствии оберегал покой домочадцев. В устном народном творчестве он обрел крылья и возможность дышать огнем. Змей крал красавиц, а также охранял путь в царство мертвых.

Одним из раскрученных современными масс-медиа образов стал вампир. Только он абсолютно не такой, каким его представляли наши предки. У древних славян УПЫРИ, или вампиры, были восставшими из могилы мертвецами, питавшимися человеческой кровью.

-6

Люди верили, что они могли становиться причиной многих болезней, например, эпидемий чумы или холеры. Наши предки считали, что упыри выпивают не только кровь, но и силы вытягивают. Действовала эта нечисть только по ночам, а днем лежала в своей могиле. Единственное средство от упырей – это осиновый кол. Сейчас мы можем называть этим словом злого и неприятного нам человека, общение с которым просто лишает нас какой-то радости.

Самым главным злодеем русского фольклора считается КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ. Это самый загадочный персонаж: непонятно, откуда он появился, почему его так назвали. Есть версии, что имя его произошло от слова «кость» и означало худого костлявого человека, также в древнерусском языке было слово «касть», то есть гадость, мерзость. Слово «кощей» фигурирует в летописях и в «Слове о полку Игореве».

-7

В Древней Руси образ Кощея был тесно связан с потусторонним миром. Считалось, что он является хранителем душ умерших и никогда не выходит из своего подземного царства. Он вовсе не был злодеем, решившим всех на свете погубить, он являлся неким аналогом древнегреческого Харона, перевозившего души умерших по реке Стикс, и одновременно Аида, вечно мрачного бога подземного мира. Вот почему в русских сказках Кощей висит в подземелье на цепи 300 лет.

У древних славян были свои представления о том, кто такой Кощей, а вернее, кого так можно называть. Священные славянские книги, в которых были записаны уникальные знания, называли «кощун», а хранителя бессмертного наследства – «Кощеем», который, к слову, не был бессмертным, этим титулом его наградили книги. Злым же Кощея сделали после принятия на Руси православия, которому и надлежало бороться со злом.

Кстати, в современном языке есть такое слово «кощунство», то есть покушение на святое. Не находите связь с именем главного сказочного злодея? Да, те, кто покушался на мудрые книги, как раз и занимались «кощунством», а потом просто слово в несколько другим значением перекочевало в современность.

Была у древних славян и еще одна богиня, покровительница сирот, которая странствовала по миру и забирала их в свою обитель, чтобы дать им приют и уберечь от беды. Звали ее Йогиня-Матушка, или Баба Його.

-8

Богине приносили в жертву таких детей. В скале, где обитала покровительница сирых и убогих, был выступ, который называли лопатой. С одной стороны клали детей, с другой стороны поджигали хворост и задвигали детей туда. Больше дети не возвращались. Так описывали обряд чужеземцы. Однако они видели только часть обряда, ведь на самом деле детей никто не поджигал, их забирали с лопаты и переносили на Капище бога Рода, затем воспитывали из них Жриц и Жрецов, а когда они вырастали, то создавали семьи и продолжали Род. Чужеземцы же, видя часть жертвоприношения, стали рассказывать свои версии происходившего, отсюда и пошла репутация Матушки Йогини будто жарит она в своей печи младенцев. Вот так и появился образ БАБЫ ЯГИ.

Есть и другое мнение, будто слово «ягать» у славян означало жечь, истошно кричать, как кричали женщины при родах. Бабой же всегда называли мудрую женщину, принимавшую роды, то есть повитуху. Получается, что баба Яга вовсе не ела детей, а помогала им родиться на свет.

-9

С точки зрения классического представления об этом персонаже, то Баба Яга принадлежит к двум мирам – миру мертвых и миру живых, а избушка на курьих ножках – это некий портал из одного мира в другой. Человек, который отправлялся спасать возлюбленную в царство мертвых обязательно проходил через эту избу, а старушка испытывала его. Пройдя испытания, герой становился принадлежащим к обоим мирам, наделялся многими волшебными качествами, поэтому такому человеку – почет и уважение. Получается, что Баба Яга, с одной стороны, кровожадная убийца младенцев, а с другой – лесная колдунья, наделяющая человека храбростью и силой.

-10

Самая распространенная версия появления Бабы Яги относи нас к ведуньям и знахаркам, селившимся особняком в лесу, где собирали травы и коренья и делали различные настойки. Почти в каждой деревне была такая женщина. Именно к ней обращались за лечением. Многие считали их соратниками нечистой силы, раз они умеют исцелять, поэтому впоследствии образ Бабы Яги прочно слился с представлениями наших предков о ведьмах и таким и вошел в литературу.

Получается, что у наших далеких предков было куда более интересное представление о разных там чудесах и волшебных свойствах. Это вам не волшебной палочкой колдовать, тут надо русский дух иметь.