Найти в Дзене

4 картины, поразившие меня в палаццо Барберини

Что все-таки малость утомляет в обожаемой мной Италии, так это перебор с шедеврами искусства, которые там повсюду. Зайдешь, бывало, прячась от римского зноя, в какую-то нибудь церковь в стиле барокко, а внутри обнаруживается скульптура Бернини. Или едешь себе мимо какого-нибудь городка, останавливаешься выпить кофе и отдохнуть в местной церкви в прохладе - а там росписи Джотто. В конечном счете уже тупеешь и смотришь на очередной шедевр без всяких эмоций.

Так что в палаццо Барберини мы с женой пошли с утра, со свежей головой, морально готовые к встрече с очередной порцией искусства высочайшего класса.

Ганс Гольбейн. "Портрет Генриха VIII". 1540 г.
Ганс Гольбейн. "Портрет Генриха VIII". 1540 г.

Палаццо Барберини это Национальная галерея старинного искусства, где можно лицезреть произведения, созданные в Средневековье, Эпоху Возрождения и в Новое время до XIX века. Экспозиция, кстати, не так велика, как можно было бы ожидать, но по качеству содержимого просто грандиозна. Мы провели там часа два и вышли совершенно обалделые.

Самое большое впечатление на меня произвели четыре картины.

В одном из залов обнаружился знаменитый портрет короля Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна. Король, лицом слегка напоминающий Рамзана Кадырова, предстал перед нами во всей красе - в шитом золотом одеянии, при драгоценностях, в горделивой позе. Это было олицетворение Власти как таковой, власти жестокой, самоуверенной, не терпящей возражений.

Квентин Массейс «Портрет Эразма Роттердамского». 1517 г.
Квентин Массейс «Портрет Эразма Роттердамского». 1517 г.

А рядом, создавая удивительную оппозицию этому портрету, висел другой - "Эразм Роттердамский" Квентина Массейса. Отличный прием применил куратор, повесив оба полотна рядом. Пышной властности короля он противопоставил тихую скромность философа, вся сила которого - в интеллекте и человеческом достоинстве. Контраст между этими двумя людьми поражал. А каков взгляд каждого из них! Как ясно он характеризует этих людей.

Караваджо "Нарцисс"
Караваджо "Нарцисс"

Еле оторвавшись от короля и философа, пошли дальше. Следующий культуршок ожидал меня в зале Караваджо. Что он велик, я знал и раньше, но тут я стоял один на один с его полотнами на расстоянии вытянутой руки. Сила воздействия картин Караваджо почти магическая. Мы реально остолбенели. Нарцисс. влюбленно вглядывающийся в себя в глади воды, не давал никаких шансов отвести от себя глаз. Знаменитый контраст темного и светлого у Караваджо. Поразительная четкость изображения. Сила страсти, буквально втягивающая зрителя в картину.

Мда... Это шедевр.

Караваджо "Юдифь и Олоферн"
Караваджо "Юдифь и Олоферн"

И тут же рядом - другой. Юдифь с решительным и серьезным лицом отрезает голову Олоферну. В несчастном доверчивом богатыре Караваджо, говорят, изобразил самого себя. Показан последний момент до того, как этот человек перестанет испытывать какие бы то ни было чувства. А пока - удивление, боль, страх. Эта картина буквально вымотала нам душу.

Мы вывалились из палаццо Барберини на тихий двор. Римский зной уже набрал силу. Душа просила холодного вина.

Читайте еще на моем канале:

Новый храм для МГУ: он вообще нужен?!

Человек, сумевший превратить воротнички в символ успешной жизни