Найти тему
Круто об искусстве

Почему он не писал глаза?

Существуют горячо любимые мной Эль Греко, Фридрих, Дикс. Не менее близкие мне Грюневальд, Гоген, Сутин. И существует Модильяни - он не лучше и не хуже других, просто есть эти глаза, которых нет.

И есть эта тяжеловесная архаическая архитектоника, как звук тубы. И поэтика кубизма. И колдовская игра живописной фактуры, особенно экспрессивная внутри упрощенной формы и обостренная почти гравюрными черными линиями.

Когда вы просите меня назвать самую любимую картину в истории живописи, я встаю в ступор. Потому что такой нет.

Но все-таки существует одна работа, особенная. И находится она в художественном музее Базеля. И когда я впервые ее увидела (в живую), то практически расплакалась (приблизительно те же эмоции у меня вызывает вагнеровский "Эдем").

Работа называется "Мария, дочь народа" (1918) кисти Модильяни - художника, чья жизнь оказалась такой короткой: он сгинул, став жертвой тяжелого недуга (туберкулезный менингит) и пагубных пристрастей, в возрасте 35 лет (в 1920 году).

В сети вы можете найти, что творчество Модильяни есть экспрессионизм. Но ЭТО НЕ ТАК. И он НЕ КУБИСТ. Модильяни - это Модильяни.

Он безусловно близок к экспрессионизму по эмоциональному пространству, именуемом боль.

Он также близок и к кубизму, ибо топором рубит объемы, словно высекает их из камня (драма человека, которому не удалось стать скульптором).

Но в искусствоведении не существует такого термина, как "экспрессионистический кубизм", поэтому здесь снова прозвучат слова, которые характеризуют Мане, Дега, Сутина, Шагала, Петрова-Водкина - Модильяни был обособленной фигурой и не вписывался в рамки какого-то одного направления.

Время создания его лучших работ - вторая половина 1910х. Европа переживала тогда большие потрясения - мир трясло в лихорадке войны. Искусство спешило. На глазах у Модильяни в Париже оно прошло путь от позднего импрессионизма, Сезанна и Гогена, через "диких" и кубистов - к дадаизму.

Модильяни не примкнул к фовизму и не стал кубистом, хотя дружил с Аполлинером, проводя долгие часы в знаменитом кафе "Ротонда" рядом с Пикассо и Леже.

Он не стал футуристом, хотя его соотечественник Северини (будущий представитель футуризма) прибыл в Париж в том же году, что и Модильяни.

Он испытал влияние Сезанна, находился под большим впечатлением от Бранкуси.

А еще он очень тяготел к Возрождению, к Боттичелли, к флорентийским мастерам конца XV века.

Совсем не случайно один из самых знаменитых портретов Модильяни (Лунин Чеховской) так сильно напоминает женский портрет Боттичелли из галереи Питти.

-2

Модильяни вообще очень любил и понимал Боттичелли. А еще любил и понимал линию, как понимал ее именно Боттичелли, извлекая из нее самоценную красоту и одновременно чувство боли.

Его называли Моди, что с французского переводится как проклятый. Но едва ли он был проклят, скорее он всегда был очень на разрыв и во всем слишком - слишком нищий, слишком пьяный, слишком скандальный, слишком распутный. Слишком архаичный (для общего стремления к новизне), слишком непонятный (для консерваторов и традиционалистов).

Красивый и изысканный до невозможности, он был абсолютно не приспособлен к жизни. Зато его искусство, такое пластически грубое и элегантное, оказалось очень даже жизнестойким, хоть и оставляет такое же горькое послевкусие, как и судьба самого художника.

И, конечно, признание пришло к нему только после смерти (ну тут все по законам жанра). Точнее, он стал знаменитым через год после кончины и до сих пор (работы художника являются одними из самых дорогих на нынешнем арт-рынке, и, вследствие этого, Модильяни является одним из наиболее часто подделываемых художников XX века).

А вначале все было очень даже пристойно. Он жил в дорогом отеле, ходил по музеям, перезнакомился с художественным бомондом того времени (итальянец, прибывший в Париж). А потом, съехав в дешевую квартиру, пустился во все тяжкие.

Сперва он пил, чтобы преодолеть свою застенчивость. Позже - чтобы скрасить разочарование (многие из тех, с кем вместе они скитались по дешевым ночлежкам, стали богатыми и знаменитыми, он же оставался в изоляции и со всей присущей ему страстью неистово жаждал признания, которого не было).

Потом он уже пил, потому что не умел иначе.

Часто Модильяни приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что кому эти странные рисунки и картины вообще нужны.

А его единственная прижизненная персональная выставка, устроенная Леопольдом Зборовским в галерее Берты в декабре 1917 года, продлилась всего ДВА ЧАСА - полиция потребовала снять картины, ибо они были верх непристойности (именно Зборовский, коллекционер, не мало сделавший для того, чтобы мир узнал о Моди, заказал у художника эти работы).

Ну и женщины. Они сходили от него с ума. Кажется, каждая натурщица узнала теплоту его губ. Но о них, с вашего позволения, говорить я не буду, про это и так килотонны информации в интернете.

Модильяни не писал модные в то время натюрморты и пейзажи (первых в творческом наследие мастера нет совсем, вторых я насчитала 4 штуки). Его наследие - это серия замечательных "ню" и портреты, в которых люди погружены в тихое инобытие непреходящей грусти.

И в них ВСЕГДА сам Модильяни (со своей поэтической душой, мягкой жалостью к людям и неуверенностью в завтрашнем дне).

И ВСЕГДА не только он сам, но и ОНИ - характеры тех, кого он изображал, такие пленительные и точные (редко, кто достигал такого в ХХ веке).

Покатые силуэты плеч (только в портрете Кокто 1917 года они торчат вверх колючими углами) / вытянутые ассиметричные контуры лиц, удлиненные шеи, длинные носы (привет африканская пластика) / синхронный ритм цвета и линии - все это есть Модильяни и все это есть уникальный характер его героев.

-3

И, конечно, глаза. Пустые глазницы тоже родом из скульптуры.

Существует немало красивых интерпретаций этих таинственных глаз. Например, что герои его полотен смотрят внутрь себя или что его портреты похожи на античные статуи, которые в свое время были раскрашены, но сейчас предстают перед нами белыми и безглазыми.

Сценаристы фильма "Модильяни" предположили, что глаза он нарисует только тогда, когда узнает душу человека (фраза, звучащая из уст самого художника).

Третьи убеждены, что глазницы на его полотнах не пустые, а заполнены небесной голубизной - символом бесконечности души.

Другие же предполагают, что Моди хотел отвлечь внимание зрителя от глаз, и показать, что не только они могут быть зеркалом души.

А вот моя версия, которая скорее дополняет все остальные и абсолютно их не исключает - мир ослеп. Все-таки время такое было, лихорадочное.

-4

И вот перед нами сидит эта девочка/девушка - дочь народа, и смотрит на нас в упор. И она нас видит, в этом нет никакого сомнения.

Слепая как Ванга и как Ванга зрячая, все знающая наперед.

И по телу бегут мурашки.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
Скриншоты сторис из моего блога в инстаграм