Материалистический подход , господствующий последние пятьсот лет, заострил внимание людей на вещественном характере окружающего мира . Этому способствовало в немалой мере то, что указанный исторический период совпадает с индустриальной революцией, основной задачей которой является получение материальных благ при минимальных собственных усилиях. Механизация труда самым непосредственным образом коснулась технологии преобразования вещества в соответствии с изменяющимися требованиями самого процесса индустриализации. Это еще больше заострило внимание людей на вещественной компоненте окружающей действительности .
Общеизвестно, что во время химических реакций образуются одни вещества за счет и при взаимодействии других. Атомистические воззрения восходят к временам античности. С развитием ядерных технологий элементарность атома стала не очевидной, и ныне ясно, что сами атомы состоят из более элементарных «частиц». Последовательные исследования в этом направлении привели к «несуразному» выводу о бесконечности вложенности «матрешки» вещества. Элементарные частицы для своего существования и формального описания потребовали совершенно экзотических «конструкций» типа кварков, наблюдать которые до сих никому не удавалось.
В то же время, хорошо известны факты рождения элементарной частицы из электромагнитного поля . Так при взаимодействии двух высокочастотных волн могут образовываться пары частиц «электрон-позитрон», «протон-антипротон» и т.п. Тот же самый результат наблюдается при взаимодействии высокочастотных волн с веществом. И, наоборот, указанные пары частиц аннигилируют, превращаясь в электромагнитные излучения. Эти экспериментальные результаты не оставляют никаких оснований для «матрешкоподобного» состояния вещества. Совершенно ясно, что элементарные частицы являются попросту некоторой структурой электромагнитного поля. Эти соображения не новы. Попытки представить элементарные частицы в виде набора стоячих электромагнитных волн известны со времен Луи де Бройля. Однако ясного понимания природы вещества до сих пор не существует.
С позиций голографической модели вещества все явления окружающего мира имеют совершенно одинаковую природу, основанную на электромагнитном характере самого пространства . Самым трудным моментом в понимании «устройства» вещества является различие между стационарностью частиц и динамичностью породившего их поля. Если частица – это конструкция из волн, то почему она приобретает новые характеристики и в чем существо ее стабильности в пространстве и времени. Рассмотрим механизм взаимодействия электромагнитных волн.
В простейшем случае одномерную модель сложения колебаний можно представить как результат наложения колебаний луча света, распространяющегося в одну сторону, с колебаниями отраженного строго в противоположную сторону другого. В результате сложения колебаний двух таких лучей образуются «стоячие волны», которые в каждой точке линии сложения изменяются только как функции времени и, по существу, не зависят от линейной координаты.
Если мы, используя, например, два зеркала, перейдем к двумерной системе , в которой лучи пересекаются под некоторым углом, то получим стационарные относительно плоских координат и времени объекты, которые, по существу, уже не зависят ни от координат, ни от времени. Их существование зависит только от наличия источника колебаний. Если ликвидировать этот источник, исчезнут и стационарные замкнутые фигуры. Эти фигуры имеют собственное имя «фигур Лиссажу».
Для существования фигур Лиссажу требуется кратность частот ортогональных колебаний. Малейшее отклонение от условия кратности приводит к превращению фигур Лиссажу в неустойчивые бегущие объекты. Стационарные объекты вполне можно считать частицами, однако, поскольку их существование зависит от наличия порождающего поля, то их называют виртуальными .
Наличие трех взаимно перпендикулярных пространственных колебаний не вносит в описанную картину принципиальных изменений за исключением того, что в этом случае мы имеем дело с объемными фигурами Лиссажу.
Сложение уже двух электромагнитных (например, световых) волн, у которых компоненты напряженности электромагнитных полей ортогональны, а частоты одинаковы или кратны , в общем случае ведет к образованию трехмерных фигур Лиссажу со свойствами элементарной частицы .
Условие устойчивости волновых пакетов - это гармоническая связанность характеристик составляющих его волн. Иными словами, волновой пакет является устойчивым , если составляющие его волны формально можно разделить на такие две группы, суммы частот которых равны или кратны друг другу ∑ω n = m ∑ω k (здесь m = 1, 2, 3 и т.д.). Отсюда формально следует, что ∑ω n - m ∑ω k = 0 , т.е. «полная сумма» частот равна нулю ∑ω i =0 (что известно в теории колебаний, квантовой механике, теории света). Если это условие не выполняется, то волновой пакет распадается, что, например, можно наблюдать на воде, когда короткие (высокочастотные) волны неизбежно обгоняют длинные (низкочастотные) и волнение постепенно затухает. Когда же частоты колебаний составляющих пакета удовлетворяют указанному выше условию, волна распространяется как единое целое и долго не затухает.
В случае электромагнитного поля суммарное равенство нулю частот составляющих волн означает, что пакет из них является «частицей» вещества. Здесь по-прежнему сохраняется требование кратности частот, что равносильно предыдущему условию – сумма частот равна нулю:
∑ω i = 0 ( I )
При этом:
если условие ( I ) соблюдено и соотношение фаз не изменяется, то мы имеем “бегущий” объект, распространяющийся в пространстве и изменяющийся во времени;
если же условие ( I ) соблюдено , но соотношение фаз претерпевает изменения , то фигуры Лиссажу не только «бегут», но и вращаются, и, например, в случае двумерных колебаний предстают наблюдателю последовательно в образе круга, эллипса, прямой линии.
Представим теперь, что фигура Лиссажу образуется гармоничным волновым пакетом электромагнитного излучения в видимом диапазоне частот. Пусть соответствующая фигура существует лишь в течение 10^-8 сек (характерная длительность излучения атома). Но и за это короткое время произойдет около 100 млн. колебаний (т.к. частота излучения в этом случае составляет 10^16 Гц). Следовательно, если за один период колебаний электромагнитного поля его вектор электрической напряженности совершает одно вращение, то за 100 млн. колебаний - 100 млн. оборотов в пространстве вокруг соответствующего центра. Другими словами, в течение 100 млн. колебаний в электромагнитном поле будет происходить устойчивое вращение вектора электрической напряженности , являющееся проявлением виртуальной частицы в этом месте пространства. И, пока образовавшее ее поле не исчезнет, частица будет существовать.
Для осуществления химического взаимодействия необходимо время в 1000 – 100000 раз меньше времени жизни виртуальной частицы. Значит, за свое весьма продолжительное время существования виртуальная частица способна сотни и тысячи раз вступать в химическое взаимодействие с частицами реального вещества , вызывая перестройку его структуры. А вот изменение структуры реального вещества сохраняется и после исчезновения поля, создавшего виртуальную частицу.
Именно с таким процессом мы имеем дело при фотографировании, когда в слое фотоэмульсии сначала возникают виртуальные частицы, образуемые интерференцией волн попавшего в объектив света, а затем (в результате химического взаимодействия виртуальных частиц с реальными частицами фотопластинки) происходят структурные изменения эмульсии.
Свет может «взаимодействовать» с веществом только превратившись в виртуальные частицы вещества . Действительно, если он воздействует на частицы вещества (пусть даже очень долго) без образования виртуальных частиц, то его суммарное воздействие будет равно нулю, т.к. сколько раз частицы вещества отклонятся светом в одну сторону, столько же раз они отклонятся и в другую. Еще М.В. Ломоносов подчеркивал, что подобное взаимодействует с подобным. И, действительно, нет никаких оснований оспаривать это утверждение.
При определенных соотношениях частот и фаз двух или более электромагнитных волн могут возникать частицы, которые перестают зависеть от породившего их поля. На самом деле, поле продолжает существовать, возобновляя само себя, и потому имеется только в этой области пространства, «занимаемого» частицей. Иными словами, в области, занимаемой частицей, происходит конструктивная интерференция волн поля, а за пределами – деструктивная, которую невозможно обнаружить . Такие устойчивые в пространстве и времени объекты, являющиеся результатами конструктивной самоинтерференции, и являются реальными частицами вещества . Они появляются при взаимодействии достаточно интенсивных электромагнитных полей, для которых по-прежнему выполняются условия образования фигур Лиссажу.
Таким образом, не рассматривая природу самого пространства, а лишь считая ее электромагнитной, в рамках голографической модели можно сделать вывод, что вещество в любых своих проявлениях является структурами электромагнитного поля . По существу, считая электромагнитное поле возбуждением (некоторой деформацией) пространства, мы должны сделать вывод: любые вещественные образования – от элементарных частиц, до звезд и вселенных – являются , фактически, дефектами пространства (как бы очаровательно некоторые из них не выглядели).
Весьма важно то, что каждое элементарное вещественное образование содержит в себе (подобно голограмме) всю информацию, переданную образовавшим его единым электромагнитным полем . Здесь приобретает буквальный смысл такие высказывания, как «в капле – весь мир», «любая точка вселенной содержит в себе всю информацию о Мироздании» и т.п. Также буквальным смыслом наполняется утверждение священных писаний о том, что Бог есть Свет, ибо весь мир соткан из «паутины» электромагнитных волн, а весь мир вполне можно считать божественной Сущностью и Проявлением.