Рецензия на фильм « Груз 200»
"Итак, я открыл в себе закон: каждый раз, когда я хочу сделать
добро, у меня выходит зло"
Послание Апостола Павла к Римлянам 7:21
«Я всю жизнь делал как надо, а получается не надо это сейчас никому. И я не нужен… А что грядет, я не понимаю».
Эти слова, сказанные в начале фильма, подходят, пожалуй, к каждому из героев фильма «Груз - 200». Кто-то от них идет на верную гибель, страдает, кого-то спасают, а кого-то бросают. Тогда для кого же это «как надо»?
Каждый персонаж принадлежит, одновременно и одной из сторон шахматных фигур, и сам по себе является звеном большой и страшной связной цепи.
Артём, подверженный слабости своего духа, когда была задета его гордость, пошел на поводу провоцирующего его Алексея. Он сделал шаг в бездну зла. Дорога назад удалялась от него с каждым новым словом. Так, сам прямо не желая того, он начинает череду ужасных событий, приведших к трем смертям, одной искалеченной судьбе и неожиданно опасной встречи для его собственного сына. Мог ли он представить последствия? Осознал ли он свою причастность после? Если это и так, то лишь именно эта кроха совести и здравого рассудка привела этого человека, в конце концов, к Богу.
Если бы он отказался выпить с хозяином дома - механизм бы не запустился: Журов не увез бы девочку, а его собственный сын не повстречал бы безнаказанного, выполнившего свою нехилую в цепи злодеяний роль Валеру, который стал бы затаскивать его в пучину зла.
Что же повлияло на Артёма? Страдающий манией идеи города Солнца Алексей, узнав, что Артём преподает в университете научный атеизм, раззадорясь, словно бык от красной тряпкой, задает Артёму ряд уже будто заранее готовых вопросов. Профессор держит лицо, не позволяя себе хамства и не поддаваясь на уговоры выпить с хозяином, хотя и весьма недолго.
Его гордость окончательно бередит фраза: «Мы к тебе со всей душой, хоть у тебя её нет». Что же с ним происходит? Неужто Артём где-то в глубине подсознания почувствовал согласие с Алексеем? Почувствовал, что он уже близко к принятию этого факта и только от обиды за тупик всего своего мировоззрения, за то, что так бесцеремонно, грубо и бестактно этот деревенский холуй подступил к зияющей ране его души, Артём, взорвавшись негодованием, схватил стакан и опустошил его залпом.
Он уступил дорогу злу в своей душе. Пошел на поводу у своей задетой гордости. Сделался слеп и глух.
Череда слов, событий и действий, вызывающих друг друга и содействующих людей-посредников.
«Человека губит человек» - система и круговая порука выращивает и закрывает глаза на взращённого зверя. Почему Журов смог так легко увезти Анжелику и делать с ней то, что заблагорассудится, хотя девушка была дочкой главы райкома? Дало ли ей это тот льгот, на который она так рассчитывала? И Журов был удобен, удобен тем, что являлся звеном цепочки - ему можно отправить такие неудобные двухсотые грузы, он не помешает выплеснуть злобу на задержанном. Всем хорош. Что же до его жизни: что у него дома, чем живет, кто мать - страшно, что даже узнав это, люди выбирают стать соучастниками, нежели попытаться придать огласке ситуацию. Лучше сделать вид, что всё так и должно быть: «мало ли что еще ему взбредёт в его воспалённый мозг? Еще чего доброго - и мои грехи аукнутся».
Фильм страшен своей безнадёжной, тягучестью и связностью; безысходностью и безвыходностью.
Дочь человека, обладавшего почти абсолютной властью, невеста сильного воина-интернационалиста, оказывается во власти слабого и жалкого, но удобного человека, проявив свою детскую наивную волю. Девочка изведывает мир. Веселится на танцах, проявляет симпатию к парню подруги. Маленькое и безобидное зло в ее сердечке разрастается и убивает всю её такую недавно еще яркую и безмятежную жизнь. Случилось самое ужасное, что только могло случиться. Необдуманный выбор маленького и неопытного человека, повлёкший это, заставляет анализировать каждый свой малейший шаг.
Лампочка, от вида которой хочется повеситься, картина в бараке, идея о городе Солнца, возникшая в голове алкоголика-убийцы – желаемое добро и совершаемое зло. (Эпиграф). Противоречия, вызывающие лишь диссонанс и вкус поругания псевдо-идеалов. Парадоксально, но наравне с этим появляется и профессор-атеист, пришедший в церковь, к Богу.
Артём в начале – безнадежность. Артём в финале – надежда на спасение, оставленная в конце, именно это даёт шанс на спасение его племянницы Лизы. Она, остается надеяться, спасет и Славу от того, чтобы оказаться на обочине жизни с пробитой головой. Мы ведь уже знаем, что может приключиться с ней и приключилось с такой, как она молодой и свободной Анжеликой, выбери она сладкий соблазн, вопреки зову совести.