Найти в Дзене
ТыжИсторик

Уильям Шекспир и все-все-все

Оглавление

Автор: nekojiru.

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?

Таким вопросом задавался герой кинофильма “Берегись автомобиля”. Шекспир, конечно, самый выдающийся театральный деятель эпохи английского Возрождения. Но не единственный. Вспомним сегодня о его современниках, которые пусть и не получили такой вселенской славы, но все-таки оставили значительный след в истории британского театра.

Томас Нортон и Томас Секвиль

В 1561 году вышеупомянутые мистеры в лондонской юридической школе ставят пьесу “Горбодук” собственного производства. Эти уважаемые господа, подражая Сенеке, написали произведение, в котором сюжет из истории Британии воткнут в каноны классической античной трагедии. Античные формы расцветут на английской почве.

Но строгое соблюдения правила трех единств (единство действия, единство места и единство времени), свойственное классической драматургии, полностью не соблюдалось, авторы смело смешивали комическое и трагическое, разбавляя этот коктейль многочисленными сюжетными ответвлениями.

Джеймс Бербедж и Ричард Бербедж

Ричард Бербедж
Ричард Бербедж

В 1576 году в Англии благодаря Джеймсу Бербеджу появляется первый стационарный театр. Под оригинальным названием “The Theatre”. Но, упомянув Джеймса Бербеджа, нельзя не вспомнить его младшего сына Ричарда. Он был не только близким другом Шекспира, но и звездой его театра. Король Лир, Ричард III, Отелло, Ромео и страдающей отдышкой Гамлет - для Ричарда Бербиджа не было неподвластных ролей, лондонская публика была сильно опечалена его кончиной в 1619 году.

Филипп Хенслоу и Эдвард Аллен

Эдвард Аллен
Эдвард Аллен

В 1587 году импресарио и предприниматель Филипп Хенслоу открывает театр “Роза”, звездой которого становится его будущий зять Эдвард Аллен. Бизнес Хенслоу не ограничивался театрами, он владел еще и несколькими борделями, и зверинцем. В 1600 году Аллен и Хенслоу строят театр “Фортуна”, который будет прямым конкурентом “Глобуса”.

Кристофер Марло и Томас Кид

Кристофер Марло
Кристофер Марло

Можно назвать Кристофера Марло (1564 - 1593) родоначальником английской ренессансной драмы. Для своих пьес он выбирал героев “великих и ужасных”: “Тамерлан Великий” (две части), “Доктор Фауст”, любил шокировать современников: “Мальтийский еврей”, “Эдуард II” - то героев варят заживо, то проделывают манипуляции с раскаленной кочергой. Кристофер Марло был вольнодумцем и не сдерживался в критике то власти, то церкви. Ни церковь, ни власть его не любили. В 1593 году Марло был убит в трактирной потасовке, которую, по одной из версий, спровоцировали агенты тайных спецслужб.

Томас Кид (1558 - 1594) имел неосторожность дружить с Кристофером Марло и снимать с ним в складчину ту злосчастную квартиру, где после обысков были обнаружены бумаги весьма крамольного содержания. Томаса Кида схватили и пытали, под пытками он подтвердил, что документы принадлежат именно Марло. Кида отпустили, но эти печальные события подорвали его здоровье, через год Томаса Кида не стало. Единственное произведение Кида, дошедшее до наших дней, пьеса “Испанская трагедия”.

Томас Мидлтон и Джон Уэбстер

Томас Мидлтон
Томас Мидлтон
Джон Уэбстер
Джон Уэбстер

Так называемые “младшие современники Шекспира”. Томас Мидлтон (1580 - 1627) автором был многожанровым, однако и в комедиях, и в трагедиях придерживался фирменного иронично-скептического взгляда на человека. Не сильно он любил людей. Джон Уэбстер (1578 - 1634) прославился как мастер “кровавой трагедии”, в английской литературе его прозвали “мрачным Уэбстером”. Похоже, он не любил людей еще больше.

Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер

Фрэнсис Бомонт
Фрэнсис Бомонт
Джон Флетчер
Джон Флетчер

Фрэнсис Бомонт (1584 - 1616) и Джон Флетчер (1579 - 1625), по слухам, были не только соавторами, но и делили вместе кров, пищу, имущество и любовницу. Но никто свечу не держал. Они совместно плодотворно трудились, но и по отдельности написали по несколько пьес. Их творческий тандем был разорван в 1614, когда драматурги по очереди женились. Бедняга Бомонт и вовсе ушел из литературы, а через два года, видимо, не выдержав разлуки, скоропостижно скончался. Так что 1616 год стал для английской литературы вдвойне трагичным.

Но еще более трагичным стал 1642, 2 сентября парламент запрещает все театрализованные представления, объявляя их греховными (происками госдепа и проч.). Актеров приравнивают к бродягам, театры, включая легендарный “Глобус”, разрушают. Благоденствие и торжество высокой нравственности продлится долгие 18 лет. Откроются театры лишь после восстановления монархии. Но это будет уже совсем другая эпоха.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Джентльмен в корсете