Найти в Дзене
Раше Надио

"Сохрани мою речь навсегда". Песни на стихи Мандельштама

Подобные затеи хоть и возникают, но крайне редко. Сложно уговорить большое количество актуальных и популярных артистов потратить свое время и силы на сочинение специальной песни к сборнику на чужие стихи, еще и с риском не справиться с исходным поэтическим материалов.

Больше всего в этом плане "везло" Бродскому. Все-таки его современный язык и близкая нам эстетика гораздо чаще отзывается у нынешнего поколения артистов. И удивительным образом его сложно организованная поэзия почему-то не вызывает страха у тех, кто пытается ее освоить. В итоге, крайне мало творческих удач и много откровенной ерунды.

Бродский - наш все. Как всегда
Бродский - наш все. Как всегда

Из относительно недавних проб такого формата мне вспоминается альбом песен на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. И эта затея была изначально большим авантюрным вызовом. Слишком далеко отстоит автор от нашей эпохи и слишко набита оскомина от изучения в школе его хрестоматийных стихов. Набор исполнителей сборника тоже был достаточно неоднозначным, сочетая в себе и попсовых исполнителей и артистов узкого и нишевого формата, близкого к неоакадемической музыке. Альбом получился неровным, но с некоторыми успешными находками. В случае с Лермонтовым наверное помогло и то, что стихи его изначально скроены по очень простым лекалам. Благодатный и податливый материал с прозрачными образами и простой лексикой.

"200 по встречной", альбом песен на стихи Лермонтова
"200 по встречной", альбом песен на стихи Лермонтова

Я же хочу рассказать о грандиозной затее, которую инициировал в 2020 году режиссер-документалист Рома Либеров. Либеров известен среди любителей качественного кинематографа и хорошей литературы как человек, снимающий полудокументальные-полуигровые фильмы о русских писателях, в которые иногда искусно иногда немного прямолинейно вкрапляет анимацию, игровые сцены и обязательно сопровождает каждый фильм музыкой того или иного актуального ансамбля.

Рома Либеров
Рома Либеров

Будучи через свои фильмы накоротке со многими независимыми рок и поп звездами, а также желая как-то отметить круглую дату со дня рождения Мандельштама, Либеров не ограничился созданием фильма про поэта, но решил сделать нечто большее и заодно попробовать себя в роли музыкального продюсера.
В общем, он предложил ряду музыкантов сочинить песни на стихи Осипа Мандельштама. Начал предложения Нойзу МС, и когда тот моментально согласился, стал рекрутировать и других звезд.
Состав получился действительно интересный, очень разнообразный и в чем-то даже блестящий.
На сборнике есть песни Ильи Лагутенко, Леонида Агутина, Оксимирона, Нойза, Мгзавреби, Билли Новика и многих других.


Молодой Мандельштам
Молодой Мандельштам

Впрочем, отвечу сразу на главный вопрос - как оно все в целом? На мой взгляд, в целом получилось не очень. На месте авторов проекта я бы легко отказался от доброй половины опусов, сделал альбом более коротким, но зато более убедительным.
Особенно смешно звучат треки, где отчетливо молодые исполнители поют что-то о том, что жизнь прошла, и вообще всячески транслируют зрелость слога. Может быть, правильным ходом был бы выбор текстов не артистами, а самими продюсерами. Но понятное дело, что в такую игру вряд ли бы согласились сыграть многие участники.

Обложка сборника "Сохрани мою речь навсегда"
Обложка сборника "Сохрани мою речь навсегда"

На мой взгляд, взгляд человека, считающего Мандельштама одним из самых глубоких, сильных и ярких русских поэтов, главная ловушка для исполнителей заключалась в том, что стихи Осипа Эмильевича, особенно самые его знаменитые произведения, обладают такой мощной собственной музыкальностью, которая вообще не нуждается ни в какой дополнительно мелодии. И любая попытка переозвучить тот внутренний строй и лад, который пульсирует в поэтических строчках, приводит либо к тавтологии либо к полному диссонансу. А естественно, что в основном артисты выбирали самые знаковые произведения поэта.

И ничего удивительного, что те песни, которые все же на пластинке оказались удачными, в основном использовали менее серьёзные произведения поэта. Такие, которые часто даже в его сборниках воспринимались скорее как проходные, а не программные.

В таких случаях музыкантам удавалось оседлать поэзию Мандельштама, присвоить ее себе и заставить говорить голосом исполнителя.
Если перечислять удачи пластинки, то на мой взгляд это прежде всего песня Леонида Агутина. Никогда бы не подумал, что я это скажу. Я уважаю данного артиста, но никогда не был его поклонником и ценителем. Здесь же он создал такую песню, которую я готов слушать многократно и которая прочно засела у меня в голове. Пожалуй, она вообще единственная из "засевших".

Меньшее впечатление, но все же ВПЕЧАТЛЕНИЕ, произвели на меня версии песен Mgzavrebi (возможно, потому что пели не по-русски), "Курары" (они пели про кино и превратили песню практически в саундтрек), Александра Маноцкова (ну, он всегда "на ты" с хорошей поэзией), OQJAV, Shortparis, "Свидания" и, наверное, Ильи Лагутенко (если только вынести за скобки чудовищно концептуальный электронный бит, который зачем-то портил все дело). Какие-то уважаемые артисты сделали просто ровные работы, в них ничего не раздражает, но, к огромному сожалению, и не зацепило тоже ничего. Это я могу сказать и про Билли Новика, и про TequilaJazzz, и про Алину Орлову, и про Сашу Гагарина. Прекрасные артисты, к которым я отношусь с безмерным уважением и трепетом, но, на мой взгляд, что-то здесь не сложилось в правильное уравнение.
Ну, и примерно половина откровенных неудач, где-то даже таких, что слушать мне было неловко.

Мандельштам в заключении
Мандельштам в заключении

Но в любом случае, работа получилась хоть и неровная, но безусловно яркая и важная. Надо чаще бросать вызов и себе и своим поэтическим предшественникам. Хотя бы таким опосредованным образом продолжая связывать между собой времена уходящие и настоящие.