Найти тему
Поехали с Лёшей!

Побывал на секретном заводе подводных лодок

Оглавление

Однажды, мне, простому гражданскому, удалось оказаться на «Севмаше» в Северодвинске. В месте, откуда сходят практически все российские подводные лодки, и где в настоящее время строятся самые современные субмарины проекта 955 «Борей» и 855 «Ясень».

Экскурсия на «Севмаш» — событие крайне маловероятное и редкое. Это режимное и секретное предприятие, попасть на которое можно только устроившись на работу и оформив соответствующую форму допуска.

Даже если день открытых дверей там и случается, то дальше административного корпуса людей «с улицы» никто не пускает.  Но мне на совершенно законных основаниях удалось пройти немного дальше и увидеть несколько производственных цехов. И даже поснимать процесс изготовления некоторых узлов.

-2

Главный механический цех

Заходим в главный механический цех, №4. Здесь изготавливают огромные судовые подшипники.

-3

Большая часть оборудования на «Севмаше» работает еще с советских времён.

-4

Вот большой фрезерный станок вытачивает внутреннее кольцо огромного подшипника. Шарики в нём будут размером с футбольный мяч.

-5

А тут, судя по всему, делают какие-то вкладыши или детали шатунов для дизельного двигателя.

-6

А такой токарный станок стоял у нас в школе, и мы учились на нём работать.

-7

Мотиватор трудовой дисциплины.

-8

С первого взгляда, оборудование цеха выглядит довольно устаревшим, но его потихоньку заменяют на новое. К примеру, увидел вот такой токарный станок с ЧПУ «Boehringer VFD 1000 DUS».

-9

Стапельный цех - место, где рождаются подлодки


К сожалению, посмотреть на стапельный цех №55 мне разрешили только снаружи. Тогда в нём уже полным ходом шла сборка атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955У «Борей-А»).

-10

Легендарный 42-й

Но зато повезло увидеть легендарный 42-й цех, в котором 24 сентября 1954 года была заложена первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Этот корабль стал третьим в мире подводным атомоходом.

Это единственный цех, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем — могут сделать специалисты 42-го.

-11

Здесь же, на стенде сборки активных зон реакторов, создают атомное сердце всех построенных на «Севмаше» кораблей. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением и две камеры электронно-лучевой сварки.

-12

Делали тут и опытные батискафы, и башни для перегонки нефти, и даже конструкции для исследования космоса. От входа в 42-й корпус хорошо видны стоящие у причала подводные крейсеры «Акула» — самые большие лодки в мире.

wiki
wiki

Но фотографировать их запрещено. Хотя бы так, издалека, но я их увидел вживую.

***

Автор фото и текста: Алексей Мараховец

Понравились статья и фотографии? Ваш лайк будет лучшей благодарностью за мой труд :) Подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!