Мы продолжаем рассказ про армии времен династии Чжоу (начало читаем тут и тут), ибо не сможем обойтись без даже краткого обзора военной истории периода, когда фактически сформировалась военная философия Поднебесной. И для понимания генезиса #ушу необходимо знать фундаментальные процессы той поры.
Один из важных вопросов связан с боевыми колесницами, и казалось бы: причем тут они и возникновение разнообразных обществ любителей боевых искусств и появление сборника «Семь военных канонов» ( 武 经七书 wǔjīngqīshū) в годы империи Сун (960-1127)?
От династии Западная Чжоу (1047-772 г.г. до н. э.) до периода Вёсны и Осени (771-476 г.г. до н. э.) колесницы всегда были основным снаряжением армии, а война с использованием этих транспортных средств - основным способом ведения боевых действий. Но потом ситуация изменилась, и хотя они не исчезли полностью (за исключением периода Цин), вместо защиты и нападения, они выполняли обычно логистические задачи. Но для понимания, почему же так произошло, нам надо взглянуть на проблему немного с иной стороны.
Во-первых, необходимо учитывать кардинальное изменение военного мышления.
В годы династии Чжоу воевали совсем не в привычном для нас понимании. Это был особый процесс, плотно завязанный на систему ритуалов и патриархальный уклад. Война не могла начаться без жертвоприношений, гаданий и клятв.
Даже когда дело доходит до поля битвы, то бой не начинается сразу. Обе стороны сперва должны отправить послов, чтобы согласовать время и место битвы. На поле битвы военачальники должны были дождаться, пока обе стороны примут боевое построение, лишь только тогда они смогут достойно атаковать.
Такие непривычные для нас правила определял не столько жизненный уклад воинской аристократии той эпохи, сколько концепция мандата Неба и исходящая из него идея воинской добродетели у-дэ. Не всякая война могла выполнить функцию сравнения дэ двух сторон: только правильно организованная, поэтому возникает классификация по нравственному основанию. Благодаря этому закладываются основы моральных факторов:
Война – символ взаимоотношения мужчин, выявление достойнейшего в честном поединке, осуждается хитрость и выгода (нельзя нападать на неготового противника, на противника в невыгодном положении, скажем, на переправе), все должно быть честно и по правилам!
При этом ритуал сделал войну торжеством, «праздником чести» для воинской аристократии Чжоу. Хочется привести характерный пример: историю Сун Нангуна (宋囊公, Sòng Nānggōng, ? ~ 637 г. до н.э. ), правителя одного из княжеств в период Вёсны и Осени (771-476 г.г. до н. э.). В битве при Хуншуй, которая в итоге и определила его судьбу, он подчеркивал необходимость сохранять прежнюю традицию ведения войны: доброжелательность, справедливость и нравственность древнего благородного, практически "дуэльного кодекса". И... запретил генералам атаковать вражеские войска, застигнутые во время переправы через речку. В итоге его армия была разбита, и в последующем изменившемся обществе он стал примером человека, упустивший благоприятную возможность.
В общем, война была такой «вежливой и благородной», почти не было никакой тактики, все велось по порядку и ритуалу, куда прекрасно вписывалось торжественное жертвоприношение пленных проигравшей стороны после битвы. Однако падение статуса династии Чжоу, обострившаяся борьба удельных князей-чжухоу (诸侯 zhūhóu) за гегемонию, их стремление господствовать над миром и завоевывать себе новые территория, расширяя свои владения, привели к кардинальным изменениям:
Ритуальная война сменяется войной, где активно используются различные тактические решения, чтобы получить преимущество над противником.
Именно тогда возникает концепция различных коварных хитростей, интриг и уловок (阴谋诡计 yīnmóu guǐjì), породившая богатство стилей ведения боя, что со временем было собрано и обобщено в классических текстах по воинскому искусству, ставших каноном для экзаменов на воинский чин. Но вернемся к теме боевых колесниц.
Боевые колесницы обладали существенным недостатком: они сильно завесили от выбора места для боя, ибо им требовалась ровная поверхность - колесница должна ехать плавно и быстро. Причем не просто ровное поле боя, а такое, где можно было развернуть десятки повозок с приданной пехотой для двух армий.
Но как только мы отходим от соблюдения правил "ритуальной войны", то мы можем выбирать позиции, где противники уже не смогут воспользоваться преимуществами своих стремительных колесниц, ибо горы и леса, реки и озера не способствуют их боевой эффективности.
Кроме того, важной частью военных событий периода уже Сражающихся царств (475 - 221 г.г. до н.э.) стали многочисленные осады городов, где колесницы были совершенно бесполезны, и стали развиваться совсем другие идеи, методы и военные технологии.
Зато пехота сможет и пройти, и воевать практически повсюду, и именно пехота, обученная, дисциплинированная и умеющая держать строй, позволит разбить все эти удельные княжества, создав первую в истории Китая империю Цинь. Кстати, и в формировании, и в обучении пехота обходится значительно дешевле колесничных бойцов, но об этом ниже.
И тут мы переходим ко второму важному фактору, повлиявшему на исчезновение боевых колесниц как основного вида вооружения для атаки и защиты на боле боя: появление и широкое распространение нового оружия.
Здесь все просто: в качестве доминанты колесницы сменяет арбалет разных модификаций, который, как выяснилось, отлично работает против колесницы, у которой практически отсутствует возможность бокового уклонения:
...колесницы еще не успели взять разгон, а а многие бойцы уже отправились докладывать предкам...
Кроме того, как уже говорилось ранее, недостаток олова подталкивает возможность интенсивно развивать новые технологии - изготовление оружия из железа. По сравнению с бронзовым оружием, твердость и прочность железного оружия возросли. Например, наконечники стрел, сделанные из железа, стали более проникающими и позволяли обеспечить более высокую вероятность попадания. Хотя при массовом залповом обстреле это, скорее всего, было не уже так актуально. Более того, навыки лучника-колесничего, умеющего попадать на скорости в столь же стремительную мишень, достигаются куда за более длительные сроки обучения. А лучники-пехотинцы начинали вообще стрельбу по противнику по указанному командиром углу возвышения и направлению, как сказали бы сейчас, "по площадям", создавая за счет массовости личного состава и многозарядности арбалетов высокую плотность накрытия целей. Противник еще даже не начинал битву, но уже нес ощутимые потери.
В-третьих, на вытеснение колесниц повлияло активное развитие конницы, более маневренной, менее ограниченной выбором местности для боя и превосходящая колесницу в скорости передвижения.
Здесь надо упомянуть царство Чжао (赵国 Zhàoguó, 403-222 гг. до н. э.), одно из семи основных государств в период Сражающихся царств. Именно там, в непрерывной борьбе с кочевниками-хунну, из жизненнй необходимости и возникает та конница, принципы организации которой в скором времени будут восприняты и остальными местными участниками военных действий той поры:
Перенять одежды северных варваров, и учить стрельбе и верховой езде.
胡服骑射 húfú qíshè
Но про военную реформу Чжао У Лин Вана (趙武靈王) мы поговорим в отдельной статье, ибо она этого несомненно заслуживает, а сейчас вернемся к колесницам.
В последующие эпохи колесница преимущественно использовалась как средство доставки профессиональных войск и снаряжения на поле боя, сберегая силы и ресурсы. Такое некоторое подобие современной мотопехоты. Идея в целом годная - довести пехоту быстро в колесницах, а не плестись медленно пешим маршем. Однако далеко не у всех была подобная возможность, да и сложно, и дорого организовать это для больших масс пехоты. Но можно вести припасы и снаряжение, а не тащить на себе пехотинцу.
Другой важный аспект - использование повозок для быстрой организации временных полевых укреплений, китайский аналог вагенбургов (нем. Wagenburg. передвижное полевое укрепление из повозок в XV—XVIII в.в.). Такая тактика возникает при династии Хань, чтобы снизить преимущества конницы кочевых племен.
Однако серьезное и продуманное развитие построение таких полевых укреплений получает лишь в годы династии Мин. Увы, тогда интенсивное развитие артиллерии, без проблем разбивавшей деревянные преграды, переворачивает и эту страницу истории боевых колесниц.
Подводя итог. Боевая колесница какое-то время была великолепна, однако
изменения в обществе, появление новых технологий и активное развитие военной мысли безжалостно вытеснило ее с лидирующих позиций. Но тем не менее она осталась важным фактором военной науки, изменившись, чтобы выжить на поле битвы другим способом.
Дм. Моисеев, СПб - 2021