Эконом-класс – самый недорогой способ путешествовать – много раз видоизменялся с момента своего появления в 1950-х годах. Но в отличие от первого и бизнес-класса, в которых постоянно появляются какие-то новшества, эконом-класс в целом становится хуже. Салоны самолетов, конечно, стали более современными, но пространства для пассажира в этом салоне становится все меньше. В этой статье мы кратко рассмотрим историю изменений эконом-класса и то, что мы имеем сегодня
Вначале все было экономическим или первым классом?
На заре авиации все пассажиры размещались одинаково. Авиакомпании предлагали всем один салон и один стиль обслуживания. Конечно, на самых ранних небольших самолетах это было очень просто. Но вскоре ситуация улучшилась, поскольку в 1920-е годы пассажирские перевозки стали уже более распространенными.
Такие самолеты, как Empire Flying Boat, были первыми представителями настоящей дальнемагистральной авиации. В них был один класс обслуживания и они были очень комфортными. Кровати, столы и салоны для отдыха - это была роскошь, по сравнению с которой современный первый класс выглядит просто фантастикой! Летать в те годы было очень дорого, и каждый, кто мог позволить себе билет, получал такой вот общий для всех класс обслуживания.
Авиация развивается, но класс обслуживания пока один
Появление таких самолетов как Douglas DC3 в 1936 году внесло серьезные изменения в авиаперелеты. Герметичный салон позволял перевозить больше пассажиров, с большей скоростью, дальше и в более комфортабельных условиях. Цены стали ниже, и больше людей получило возможность путешествовать. Но салоны оставались одного класса - и не первый и не эконом. Но уж точно не нынешний эконом-класс.
Разделение обслуживания на классы
Понятие эконом-класса появилось в 1940-х годах с бурным развитием авиации после Второй мировой войны. Авиакомпании США начали вводить более дешевые тарифы, как их тогда называли «автобусного класса». Часто они сильно отличались друг от друга в зависимости от количества остановок и других условий рейса.
United Airlines была одной из первых авиакомпаний, которая начала это практиковать. Она предлагала перелет с двумя пересадками между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом за $13,90 вместо $18,95 на беспосадочных рейсах. Авиакомпания Pan Am изменила конфигурацию салона в 1948 году с международных рейсов в Рио и Сан-Хуан.
Тарифы в то время строго регулировались, и только в 1952 году ИАТА была введена двухклассная структура. Теперь из Нью-Йорка в Лондон можно было долететь за $395 в классе «стандарт» и за $270 в туристическом или «автобусном» классе.
Однако только в 1955 году появилось первое настоящее двухклассное обслуживание с двумя разделенными салонами. Авиакомпания TWA представила новую конфигурацию на своем самолете Super Constellation. И это, вероятно, первое осуществление концепции разных - первого и экономического – классов на борту с разными тарифами, креслами и обслуживанием, концепции, которая сегодня для нас является стандартной.
Несмотря на эти нововведения, эконом-класс в те годы не был таким популярным, как может показаться на первый взгляд. Удивительно, но только в 1961 году в США количество пассажиров, летавших экономическим классом, превысило число пассажиров первого класса.
Рост популярности авиации и эконом-классе в 1960-е годы
В следующие десятилетия форматы салонов продолжали видоизменяться. Новые типы самолетов, такие как DC8 и Boeing 707, имели отдельные салоны первого и экономического классов. Лаунжи, кровати и другие роскошества, которые раньше присутствовали в первом классе, начали исчезать, а вместо этого авиакомпании сосредоточились на увеличении количества мест в обоих салонах.
С появлением Boeing 747 в 1969 году внутреннее пространство самолетов сделало большой шаг вперед. Авиакомпании получили гораздо больше места для расширения и улучшения салонов. Примерно тогда же в США прекратилось регулирование цен на авиабилеты. Это дало авиакомпаниям свободу в установлении новых вариантов тарифов.
Встречайте: бизнес-класс
На протяжении 1970-х годов тарифы на авиаперелеты снижались, а салоны эконом-класса становились полнее. Следующее значимое изменение в салонах эконом-класса случилось, когда авиакомпании начали предлагать дополнительные услуги часто летающим пассажирам или тем, кто готов был за это заплатить, и получить в полете более тихую и уютную атмосферу.
Авиакомпании много экспериментировали в этом вопросе, но изначально все практиковали улучшенное обслуживание с такими же, как в эконом-классе креслами. Например, British Airways с 1979 года предлагала услугу Club Class, Pan Am ввела Clipper Class в 1978 году, а Japan Airlines запустила Orange Blossom еще раньше - в 1975 году.
К концу 1970-х это уже стало третьим классом обслуживания, который сегодня мы называем «бизнес-класс». Авиакомпания Qantas была первой, которая ввела новый формат, другие, такие как Pan Am, British Airways и TWA, последовали за ней в начале 1980-х.
Премиум-эконом делает эконом-класс еще более простым
Создание салона бизнес-класса установило в отрасли стандарт трех категорий. Но похожее произошло снова в 1990-х годах с классом премиум-эконом. Опять была принята та же схема выделения верхней границы эконом-класса в новый класс.
EVA Air была первой, кто в 1991 году представил улучшенный салон эконом-класса на своем В747, получивший название Evergreen Class. Вскоре за ними последовали British Airways и Virgin Atlantic. Американские перевозчики не спешили вводить отдельный салон премиум-эконом, предпочитая вносить небольшие изменения в услуги эконом-класса.
American Airlines, например, за дополнительную плату или для часто летающих пассажиров, представила концепцию Main Cabin Extra и не стала устраивать отдельный салон до 2016 года.
Некоторые авиакомпании продолжают использовать приём разделения салона эконом-класса вместо того, чтобы делать отдельный салон. Как правило, это дешевле, и с точки зрения стоимости авиабилетов по-прежнему является местом эконом-класса.
Снижение стандартов
К сожалению для пассажиров, внедрение новых салонов и «улучшенных» мест эконом-класса за последние десятилетия мало что сделало для улучшения обычного эконом-класса. Кресла стали меньше, уменьшилось пространство для ног, и все больше и больше услуг, которые раньше входили стоимость билета, теперь являются платными. Многие авиакомпании придумали еще более дешевый билет эконом-класса - эконом совсем без услуг, таких как ручная кладь или выбор места.
British Airways, например, перестраивает многие Boeing 777 с конфигурацией 3-3-3 в эконом-классе в конфигурацию 3-4-3. Авиакомпания также ограничивает ручную кладь на региональных и дальних маршрутах.
Конечно, изменились и тарифы. И полеты стали намного доступнее, чем в эпоху В707 и В747. Но с учетом того, что сегодня авиакомпании все больше и больше уплотняют места, действительно ли от всего этого становится лучше? Напишите свои мысли в комментариях.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале