Найти тему
АвиаОбоз

Как появился и каким стал салон эконом-класса

Эконом-класс – самый недорогой способ путешествовать – много раз видоизменялся с момента своего появления в 1950-х годах. Но в отличие от первого и бизнес-класса, в которых постоянно появляются какие-то новшества, эконом-класс в целом становится хуже. Салоны самолетов, конечно, стали более современными, но пространства для пассажира в этом салоне становится все меньше. В этой статье мы кратко рассмотрим историю изменений эконом-класса и то, что мы имеем сегодня

Современный салон эконом-класса British Airways - он не всегда был таким. Фото:  British   Airways
Современный салон эконом-класса British Airways - он не всегда был таким. Фото: British Airways

Вначале все было экономическим или первым классом?

На заре авиации все пассажиры размещались одинаково. Авиакомпании предлагали всем один салон и один стиль обслуживания. Конечно, на самых ранних небольших самолетах это было очень просто. Но вскоре ситуация улучшилась, поскольку в 1920-е годы пассажирские перевозки стали уже более распространенными.

Салон  рейса Transcontinental Air Transport , 1929 год . Пока один класс, но далеко не эконом. Фото:  Getty Images
Салон рейса Transcontinental Air Transport , 1929 год . Пока один класс, но далеко не эконом. Фото: Getty Images

Такие самолеты, как Empire Flying Boat, были первыми представителями настоящей дальнемагистральной авиации. В них был один класс обслуживания и они были очень комфортными. Кровати, столы и салоны для отдыха - это была роскошь, по сравнению с которой современный первый класс выглядит просто фантастикой! Летать в те годы было очень дорого, и каждый, кто мог позволить себе билет, получал такой вот общий для всех класс обслуживания.

Летающая лодка  Qanats. Салон Empire Flying Boat. Фото: Qantas
Летающая лодка Qanats. Салон Empire Flying Boat. Фото: Qantas

Авиация развивается, но класс обслуживания пока один

Появление таких самолетов как Douglas DC3 в 1936 году внесло серьезные изменения в авиаперелеты. Герметичный салон позволял перевозить больше пассажиров, с большей скоростью, дальше и в более комфортабельных условиях. Цены стали ниже, и больше людей получило возможность путешествовать. Но салоны оставались одного класса - и не первый и не эконом. Но уж точно не нынешний эконом-класс.

Интерьер  Douglas DC3, 1938 год. Салон с одним классом и  конфигурацией 1-1. Фото:  Getty   Images
Интерьер Douglas DC3, 1938 год. Салон с одним классом и конфигурацией 1-1. Фото: Getty Images

Разделение обслуживания на классы

Понятие эконом-класса появилось в 1940-х годах с бурным развитием авиации после Второй мировой войны. Авиакомпании США начали вводить более дешевые тарифы, как их тогда называли «автобусного класса». Часто они сильно отличались друг от друга в зависимости от количества остановок и других условий рейса.

United Airlines была одной из первых авиакомпаний, которая начала это практиковать. Она предлагала перелет с двумя пересадками между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом за $13,90 вместо $18,95 на беспосадочных рейсах. Авиакомпания Pan Am изменила конфигурацию салона в 1948 году с международных рейсов в Рио и Сан-Хуан.

Главный салон авиакомпании Pan Am во время трансконтинентального   полета, 1958 год. Фото:  Getty Images
Главный салон авиакомпании Pan Am во время трансконтинентального полета, 1958 год. Фото: Getty Images

Тарифы в то время строго регулировались, и только в 1952 году ИАТА была введена двухклассная структура. Теперь из Нью-Йорка в Лондон можно было долететь за $395 в классе «стандарт» и за $270 в туристическом или «автобусном» классе.

Однако только в 1955 году появилось первое настоящее двухклассное обслуживание с двумя разделенными салонами. Авиакомпания TWA представила новую конфигурацию на своем самолете Super Constellation. И это, вероятно, первое осуществление концепции разных - первого и экономического – классов на борту с разными тарифами, креслами и обслуживанием, концепции, которая сегодня для нас является стандартной.

Интерьер Super Constellation позволял разместить два отдельных салон (сохранившийся образец во Франции). Фото: Getty Images
Интерьер Super Constellation позволял разместить два отдельных салон (сохранившийся образец во Франции). Фото: Getty Images

Несмотря на эти нововведения, эконом-класс в те годы не был таким популярным, как может показаться на первый взгляд. Удивительно, но только в 1961 году в США количество пассажиров, летавших экономическим классом, превысило число пассажиров первого класса.

Рост популярности авиации и эконом-классе в 1960-е годы

В следующие десятилетия форматы салонов продолжали видоизменяться. Новые типы самолетов, такие как DC8 и Boeing 707, имели отдельные салоны первого и экономического классов. Лаунжи, кровати и другие роскошества, которые раньше присутствовали в первом классе, начали исчезать, а вместо этого авиакомпании сосредоточились на увеличении количества мест в обоих салонах.

Boeing 707 многое изменил в сфере путешествий во многих отношениях, в том числе в   эконом-классе. Фото: Bill Larkins – Wikimedia
Boeing 707 многое изменил в сфере путешествий во многих отношениях, в том числе в эконом-классе. Фото: Bill Larkins – Wikimedia

С появлением Boeing 747 в 1969 году внутреннее пространство самолетов сделало большой шаг вперед. Авиакомпании получили гораздо больше места для расширения и улучшения салонов. Примерно тогда же в США прекратилось регулирование цен на авиабилеты. Это дало авиакомпаниям свободу в установлении новых вариантов тарифов.

Встречайте: бизнес-класс

На протяжении 1970-х годов тарифы на авиаперелеты снижались, а салоны эконом-класса становились полнее. Следующее значимое изменение в салонах эконом-класса случилось, когда авиакомпании начали предлагать дополнительные услуги часто летающим пассажирам или тем, кто готов был за это заплатить, и получить в полете более тихую и уютную атмосферу.

Эконом на Boeing 747 в 1970-е годы. Фото: Getty Images
Эконом на Boeing 747 в 1970-е годы. Фото: Getty Images

Авиакомпании много экспериментировали в этом вопросе, но изначально все практиковали улучшенное обслуживание с такими же, как в эконом-классе креслами. Например, British Airways с 1979 года предлагала услугу Club Class, Pan Am ввела Clipper Class в 1978 году, а Japan Airlines запустила Orange Blossom еще раньше - в 1975 году.

К концу 1970-х это уже стало третьим классом обслуживания, который сегодня мы называем «бизнес-класс». Авиакомпания Qantas была первой, которая ввела новый формат, другие, такие как Pan Am, British Airways и TWA, последовали за ней в начале 1980-х.

Super Club British Airways, созданный в 1981 году, был результатом эволюции эконом-класса. Фото: British Airways
Super Club British Airways, созданный в 1981 году, был результатом эволюции эконом-класса. Фото: British Airways

Премиум-эконом делает эконом-класс еще более простым

Создание салона бизнес-класса установило в отрасли стандарт трех категорий. Но похожее произошло снова в 1990-х годах с классом премиум-эконом. Опять была принята та же схема выделения верхней границы эконом-класса в новый класс.

EVA Air была первой, кто в 1991 году представил улучшенный салон эконом-класса на своем В747, получивший название Evergreen Class. Вскоре за ними последовали British Airways и Virgin Atlantic. Американские перевозчики не спешили вводить отдельный салон премиум-эконом, предпочитая вносить небольшие изменения в услуги эконом-класса.

American Airlines, например, за дополнительную плату или для часто летающих пассажиров, представила концепцию Main Cabin Extra и не стала устраивать отдельный салон до 2016 года.

Virgin была одной из первых авиакомпаний, которая представила отдельный салон премиум-эконом, который все увидели гораздо позже в A350. Фото: Jo Bailey/Simple Flying
Virgin была одной из первых авиакомпаний, которая представила отдельный салон премиум-эконом, который все увидели гораздо позже в A350. Фото: Jo Bailey/Simple Flying

Некоторые авиакомпании продолжают использовать приём разделения салона эконом-класса вместо того, чтобы делать отдельный салон. Как правило, это дешевле, и с точки зрения стоимости авиабилетов по-прежнему является местом эконом-класса.

Finnair - одна из авиакомпаний, которая продолжает  работать с одним вариантом эконом-класса (с доплатой за места повышенной комфортности), хотя ожидается, что перевозчик начнет предлагать премиум-эконом  в ближайшее время. Фото: Finnair
Finnair - одна из авиакомпаний, которая продолжает работать с одним вариантом эконом-класса (с доплатой за места повышенной комфортности), хотя ожидается, что перевозчик начнет предлагать премиум-эконом в ближайшее время. Фото: Finnair

Снижение стандартов

К сожалению для пассажиров, внедрение новых салонов и «улучшенных» мест эконом-класса за последние десятилетия мало что сделало для улучшения обычного эконом-класса. Кресла стали меньше, уменьшилось пространство для ног, и все больше и больше услуг, которые раньше входили стоимость билета, теперь являются платными. Многие авиакомпании придумали еще более дешевый билет эконом-класса - эконом совсем без услуг, таких как ручная кладь или выбор места.

British Airways, например, перестраивает многие Boeing 777 с конфигурацией 3-3-3 в эконом-классе в конфигурацию 3-4-3. Авиакомпания также ограничивает ручную кладь на региональных и дальних маршрутах.

British Airways меняет расположение кресел 3-3-3 на 3-4-3 в эконом-классе. Фото: IAG
British Airways меняет расположение кресел 3-3-3 на 3-4-3 в эконом-классе. Фото: IAG

Конечно, изменились и тарифы. И полеты стали намного доступнее, чем в эпоху В707 и В747. Но с учетом того, что сегодня авиакомпании все больше и больше уплотняют места, действительно ли от всего этого становится лучше? Напишите свои мысли в комментариях.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале