Найти в Дзене
Военная история

Сражение в Датском проливе. Гибель легенды Королевского ВМФ Великобритании линейного крейсера «Худ»

Оглавление

«Рейнские учения»

18 мая 1941 года линейный корабль «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» в рамках операции «Рейнские учения» вышли из военной базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня).

Им предстоял долгий переход из Балтийского моря в Атлантику для борьбы с кораблями Союзников на британских морских коммуникациях. Немецкое соединение должно было скрытно проскочить в Атлантику, не вступая в боестолкновение с флотом Великобритании. Но уже 20 мая эскадра была замечена шведским крейсером и норвежским отрядом сопротивления, а 22 мая во время стоянки и дозаправки во фьорде рядом с норвежским городом Берген, корабли были сфотографированы британским самолетом-разведчиком.

Линкор "Бисмарк" и топливозаправочные танкеры
Линкор "Бисмарк" и топливозаправочные танкеры

Идентифицировав «Бисмарка», командование Королевского флота сразу же раскусило замысел немцев. Перед флотом Великобритании стала задача - любой ценой, не допустить прорыва немцев в Атлантику. К месту стоянки было направленно около 20 британских бомбардировщиков, которые по прилету не обнаружили цель – германские корабли, к этому времени уже вышли в море.

Для поисков немецкого соединения было выделено большое количество британских кораблей и вечером 23 мая крейсеры «Саффолк» и «Норфолк» обнаружили его в Датском проливе. Немцы также обнаружили противника и сражу же открыли огонь по крейсерам, но те, прикрываясь туманом отступили, продолжив следовать за немецким соединением на удалении.

Линкор "Бисмарк" во время похода.  Фото сделано с тяжелого крейсера «Принц Ойген»
Линкор "Бисмарк" во время похода. Фото сделано с тяжелого крейсера «Принц Ойген»

С помощью современного радара, в течении всей ночи «Саффолк» отслеживал и передавал положение и курс группы «Бисмарка». В результате чего, утром 24 мая в визуальный контакт с немецкими кораблями, вступили шедшие на перехват флагман Королевского ВМФ Великобритании линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский». Перед командующим британским отрядом Ланселотом Холландом стал выбор: продолжить преследование и дождаться подхода основных сил или вступить в бой. – Холланд решает навязать бой.

Ход боя

В 05:37 «Худ», чтобы избежать навесного огня с немецких кораблей, полным ходом начинает сближение с противником и в 05:52 открывает огонь с дистанции 24 км по «Принцу Ойгену», ошибочно приняв его за «Бисмарк». «Принц Уэльский» за счет новейшей оптики, правильно распознает главную цель и ведет огонь по немецкому флагману.

Линейный крейсер "Худ"
Линейный крейсер "Худ"

Некоторое время немецкие корабли не открывали огонь по приближавшимся англичанам, так как у командующего немецким соединением Гюнтера Лютьенса был прямой приказ вступать в бой лишь с кораблями, находящимися в составе конвоя. Но после того, как английские корабли сделали несколько залпов, он все же отдает приказ двум своим кораблям открыть огонь по «Худу».

"Бисмарк"  ведущий огонь по "Худу"
"Бисмарк" ведущий огонь по "Худу"

В 05:55, чтобы кормовые орудия «Худа» могли вести огонь по противнику, Холланд приказывает повернуть на 20 градусов влево.

В 05:56 «Принц Уэльский» сделав шестой залп попадает по «Бисмарку», снаряд калибра 356-мм пробивает топливные цистерны в носовой части, тем самым вызывая заполнение их водой и утечку топлива.

В 05:57 «Худ» получает попадание от второго залпа «Принца Ойгена», снаряд калибра 203-мм угодив в среднюю часть корабля вызвал сильный пожар боеукладки кормового орудия. И практически сразу, в него приходит второе попадание от третьего залпа с «Бисмарка».

В 05:58 пристрелявшись, «Принц Уэльский» девятым залпом добивается второго попадания по «Бисмарку», которое пришлось ниже ватерлинии, а минуту спустя и третьего.

В 06:00 соединения находились на расстоянии приблизительно 16 км. «Худ» только заканчивал поворот, когда в его средней части прогремел чудовищной силы взрыв разорвавший корабль на две части. Считается, что он был вызван попаданием 380-мм снаряда главного калибра в склад боезапаса, после того как «Бисмарк» сделал пятый залп.

Линейный крейсер «Худ» затонул приблизительно за три минуты, унеся с собой жизни практически всех членов экипажа, в том числе: вице – адмирала Ланселота Холланда и капитана Ральфа Керра. Всего на борту «Худа» находилось 1418 британских моряков, подошедший через несколько часов, британский эсминец подобрал лишь троих.
Диорама "Гибель крейсера Худ"
Диорама "Гибель крейсера Худ"

Итоги боя

Некоторое время «Принц Уэльский» продолжал бой. Но оказавшись под прямым огнем сразу двух немецких кораблей, и после заклинивания двух из восьми орудий главного калибра, был вынужден выйти из боя и под прикрытием дымовой завесы ретироваться. В ходе данного боестолкновения «Принц Уэльский» получил семь не критических попаданий.

Адмирал Лютьенс из-за полученных «Бисмарком» повреждений и неисправностей, а также утечки топлива и крена на левый бок, решает не преследовать «Принца Уэльского», вести свой корабль на ремонт во французский порт Сен-Назер.

«Принцу Ойгену», в свою очередь было дано распоряжение продолжить выполнение операции в одиночку.

Как утопили "Бисмарк"? (ссылка на вторую часть статьи)

Если понравилась статья, буду очень признателен за лайк и подписку)