Продолжение. 1 часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/itilvolga-chast-1-do-mongolov-601576435930a614f2ffaee4
В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар были разбиты булгарскими войсками в районе Жигулевских гор. В уже 1229 уже булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 г. монголы дошли до Камы. Согласно завещанию Чингисхана (1227) западные и северные окраины его империи были отданы во владение потомкам его старшего сына Джучи (1175-1226).
В 1236-1237 гг. монгольская армия во главе с Бату-ханом, старшим сыном Джучи (старшего сына Чингиса, на котором, однако, лежало подозрение в том, что он был зачат во время нахождения его матери в плену у врагов Темучжина, и которому в удел были отданы завоевания на западном направлении) разорила всю Волжскую Булгарию. В отличии от русских княжеств, сохранивших автономию, булгарские земли были непосредственно включены в улус Джучи.
В 1242г., вернувшись из западного похода, Бату-хан закрепился в низовьях Волги-Итиля и основал там свою столицу Сарай-Бату (Дворец Батыя), в районе современного села Селитренное Астраханской области, относительно недалеко от былого хазарского Итиля). А уже в 1260-е Монгольская империя фактически распалась, и Улус Джучи,изьявляя на словах почтение к великим ханам, которые стали китаскими императорами династии Юань и даже перенесли столицу из степного Каракорума в Ханбалык (Пекин), стали проводить самостоятельную политику, в том числе ведя постоянные войны с родственникам - ильханам Хулагуидами за владычество над территориями Азербайджана.
Вся страна, разделенная на два крыла, покрывается сетью городов - административных и торговых центров, от Килии до Томска. В.Л. Егоров выделяет несколько этапов истории джучидских городов:
1. Период восстановления и использования старых городов, существовавших до прихода монголов — 40-е годы XIII в.
2. Начало градостроительства в степях во время правления Бату — первая половина 50-х годов XIII в.
3. Подъем градостроительства при Берке — с середины 50-х до середины 60-х годов XIII в.
4. Период замедленного роста городов — с 70-х годов XIII в. до начала второго десятилетия XIV в.
5. Расцвет градостроительства при Узбеке и Джанибеке — со второго десятилетия до 60-х годов XIV в.
6. Затухание и упадок градостроительства — с 60-х годов XIV в. до 1395 г. (http://annals.xlegio.ru/volga/egorov/03.htm)
Возможно, те показатели густонаселенности и урбанизированности , которые были достигнуты в вышеупомянутых районах в середине XIV, были превышены в ходе русской колонизации лишь 500 лет спустя. Скажем, население Сарайской агломерации на пике (1345 год) было превышено совокупным населением русских Астрахани и Царицына только в 1880-е г., а Саратов превзошел Укек примерно в 1820-е. Раскопки демонстрируют картину довольно высокой культуры ближневосточного типа, а источники свидетельствуют о огромном массе представителей разных народов, преимущественно ближневосточных -"и сарацины, и ормены, и черкесы, и ясы, и русские, и латиняне".
Во многом именно урбанизация и развитие торговли предопределили исламизацию Орды - города и придворная аристократия были главными старонниками ханов Берке и Узбека, тогда как приверженцы законов Ясы, тенгрианских, христианско - несторианских и шаманских верований опирались на степные кочевья, где еще в начале XX века исламизация была совершенно поверхностной.
На Волге цепь городов была особенно частой. Летописи и путешественники отмечают их крайне космополитичный характер. Рядом с дворцами монгольской аристократии (сохранявшей до конца XIV века центральноазиатский монголоидный тип, а впоследствии ставшей туранидной) располагались кварталы, населенные русскими, армянами, аланами, черкесами, греками, евреями, булгарами, кипчаками, хорезмийцами и даже итальянцами. Каждый квартал имел свою церковь, синагогу или мечеть, кладбище, базар.
Хан Узбек (1312-1341), принявший ислам позже перенес столицу в Сарай-ал-Джедид (Новый Дворец; в районе села Царево Волгоградской области).
35 городов было построено в Булгарии, 37 - ниже по Волге вплоть до устья и пара городов на удалении от реки. Раскопаны ордынские городища на месте нынешних Сызрани, Саратова (Укек), Камышина, Волгограда, Волжского, Астрахани (Хаджитархан), были и города, на месте которых ничего значимого впоследствии не выросло, - помимо обоих Сараев это административный центр мордовских земель Мохши (Наручадь русских летописей, у с. Наровчат Пензенской обл.), и Бельджемен (Бездеж русских летописей, у г. Дубовка Волгоградской обл.).
Улус Джучи был государством по своему времени и месту весьма развитым, но утверждения татарских и казахских историков о процветании и благоденствии под мудрой властью ханов находятся в противоречии с известиями о том, что едва ли не основным экспортным товаром были рабы, причем не только из военнопленных и покоренных народов - сами «татары», то есть представители тюркских племен, составлявших основу государства, в годы джута (падежа скота из-за безкормицы) продавали своих детей в рабство, чтоб спасти их от голода и прокормить других членов семьи.
Русские были довольно часто представлены в ордынских городах, как в виде военнопленных рабов (на первых порах), так и купцами и рыбаками. Рыбацкие артели из Нижнего Новгорода, Костромы и Вятки активно плавали по Волге до Каспия в период расцвета Орды. О значительности русского присутствия говорит факт создания в Сарае в 1260г. Сарской епархии для православного населения Улуса - при том, что на Руси от Галича до Новгорода было не более 10 епархий.
Орда достигла расцвета при хане Джанибеке (1342-1357), однако уже тогда по ней нанесла сильный удар пандемия Черной смерти, а когда его наследник Бердибек (1357-1359) перерезал своих братьев, началась эпоха междоусобиц, известная как Великая замятня.
С 1368 по 1381 Орда фактически распалась по Волге на 2 части, к западу от Реки правил беклярибек (канцлер) Мамай, а к востоку сменялись эфемерные ханы, пока в 1378г. один из потомков боковой ветви джучидов Тохтамыш не установил свою власть с помощью среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана). На Волге наиболее ярким моментом были походы новгородских ушкуйников, воспользовавшихся неразберихой и отсутствием твердой власти. С 1360 по 1375г. было совершено 8 крупных походов, в наиболее удачных 1370, 1374, 1375 ушкуйники грабили оба Сарая и доходили до дельты, а булгарские города грабились много раз с особой тщательностью. Не раз грабили и русские города, как Кострому в 1374. В 1375г. ушкуйный отряд был полностью уничтожен в засаде в Хаджитархане (то есть практически в Астрахани!), после походы далеко вниз по Волге сошли на нет.
Зато в 1376г. московские князья сходили на Биляр, столицу Булгарского улуса, и заставили местных эмиров платить дань.
Восстановление ордынского единства Тохтамышем (в рамках которого он сжег в 1382г. Москву) закончилось тем, что он вступил в 1386г. конфликт со своим благодетелем Тимуром-и в 1391г. на берегах реки Кондурчи в грандиозном сражении эмир из Самарканда одолел хана из Сарая. За этим последовал жесточайший погром джучидских городов, селений и кочевий по Средней Волге, в башкирских и булгарских землях.
А в 1395г. последняя попытка Тохтамыша оказать сопротивление была сломлена в битве на Тереке, после чего Улус Джучи прекратил существование как великая держава.
Города были разграблены, а те, кто как Сарай Бату уцелел –зачахли без сильной ханской власти. Поразительна полная , тотальная катастрофа . постигшая эту цивилизацию , намного превышающая по масштабу аналогичную катастрофу , постигшую намного менее развитую и масштабную цивилизацию Хазарского каганата . Сначала - Черная смерть , имевшая намного более страшные масштабы , нежели в Западной Европе (на Русь, в целом пострадавшую, как и страны Центральной Европы, умеренно - видимо благодаря суровому климату и редконаселенности - эпидемия пришла с запада, через Псков и Новгород). После чего погружение в анархию, окончательно подорвало караванную и речную торговлю по этим маршрутам. Большая часть впечатляющего населения джучидских городов по - видимому, погибло от эпидемий и войн. Часть разбежалась обратно - например , в Москве возникла " сурожская сотня "- корпорация торговцев из Сурожа ( Судака и в целом Крыма ), сохранявших в XV-XVI веках связи с берегами Черного моря. А епископы Сарские и Подонские стали архиепископами Крутицкими - викариями Московского митрополита.
И именно вокруг Крыма и Казани складываются в 1440-е гг. наиболее значительные «татарские» ханства.
В Булгарии в этот период происходило постепенное замещение булгарского, огурского языка кипчакским, но при этом отношение оседлого булгарского населения к татарским кочевникам хорошо выражено в известном стихотворении казанского поэта Мухамедьяра. (Тухваи-Мардан. Нури Содур. 1542 г.) который наполнен такими ругательствами в адрес татар, что я удержусь от того, чтоб цитировать его (но каждый при желании может его легко найти)
Сами татары себя, конечно, видели по-иному:
Вот он, с волчьим станом стоит!
Ноги крепкие у него,
Руки цепкие у него,
Он – татарин, видать по всему,
Ай, татарин, видать по всему!
Речи звонкие у него,
Губы тонкие у него, -
Красноречив, видать по всему!
Сияют как месяц, волоса,
Пальцы - как медь, как звёзды глаза,
Статен, красив, видать по всему,
Грозен в борьбе, видать по всему!
Эпос «Идегей», перевод С. Липкина
Судя по сохранившимся источникам татарами называли себя представители военной аристократии, действительно в значительной мере кипчакско-монгольского происхождения. В Казанском ханстве им противостояли группы, имевшие самоуправление-в первую очередь мордовские и марийские княжества, и напрямую подчинявшаяся ханскому двору ясачная чуваша. Нужно отметить, что в тот момент чувашами называли как кипчакоязычных мусульман, предков современных татар, так и булгароязычных язычников, предков собственно чувашей-это был социальный термин, а не этнический. Борьба между казанскими ханами и московскими великими князями начинается сразу после появления Казанского ханства. Татары не раз наносили сильные удары, например в 1444г. под Суздалем в плен к казанцам попал московский князь Василий (Темный), а в 1521г. соединенные силы казанских и крымских татар сожгли пригороды Москвы. С другой стороны, московские войска несколько раз осаждали Казань и неоднократно добивались установления власти дружественных ханов. Борьба промосковской и прокрымской партий пронизывала всю историю Казанского ханства и собственно и привела к его падению. В 1538г. на казанский престол престол взошел представитель крымской династии Сафа-Гирей, развернувший, пользуясь смутами при малолетстве Ивана Васильевича, активные действия на границах. Его отряды доходили до Костромы, Владимира, а в письме польскому королю Сигизмунду он хвастался, что:
"до Студеного (то есть Белого) моря Касым солтанов городок (Касимовское ханство в нынешней Рязанской области) и иншии многии земли и городы неприятеля вашеи милости Московского пусты есми вчини».
Как известно, закончилась эта эпопея 2 октября 1552 г. взятием штурмом после упорной осады Казани.
Когда на берегах Волги в XVI-XVII веках обосновались русские, то ареал оседлой цивилизации был даже уже , чем до прихода монголов - например , южным форпостом Булгарии был Муромский городок в районе Жигулей ( напротив Тольятти ), и существовала цепь пограничных сторож по Самаре - реке ( фактически возобновленная Кирилловым и Татищевым в 1735-37 гг.), а основная территория Казанского ханства простиралась ненамного южнее границы нынешнего Татарстана (северные лесистые районы Самарской и Ульяновской областей с высокой долей татарского и чувашского населения ).
А Астрахань русские после почти бескровного завоевания соответствующего ханства в 1554-56 гг. фактически основали заново - в 1558, поскольку зимнее кочевье и торговый поселок при нем ничем не напоминали не только Сарай, но даже уступали Итилю и Саксину.
Продолжение. Часть 3. https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/itilvolga-chast-3-russkaia-volga-6018333f8414c340c65d3582