В статье вы узнаете как пользоваться водой при низких температурах и не заморозить всю систему.
Когда за бортом -10 и ниже, водой в автодоме следует пользоваться с особым вниманием.
Важно! В статье мы говорим о недорогих классах автодомов которые чаще всего сдаются в аренду и не приспособлены к путешествиям в сильные морозы.
Начало
Перед заправкой воды сначала хорошенько натапливаем автодом/караван. Если есть возможность заправьте тёплую воду.
Далее, в штатном режиме включите любой кран и пустите воду в систему. Пропустите воду и в горячий и в холодный контур. Затем можно включать бойлер обогрева воды. В популярном отопителe Truma Combi вода и салон греются одновременно.
Если отопление автодома работает исправно и салон прогревается равномерно, то вода в трассах не замёрзнет. Но всегда есть исключения. Иногда шланги водоснабжения проходят в холодных участках и могут замёрзнуть, например вдоль стен или в закрытых углах куда теплый воздух едва доходит. Эта ситуация возникает при температурах ниже -15 -20.
Важно знать, где в вашем автодоме эти участки и обеспечить туда доступ тёплого воздуха. Возможно понадобится вытащить ящики или держать их открытыми, или поставить дополнительный обогреватель в этой зоне.
В сильный мороз у летнего автодома вода может замерзнуть довольно быстро, например по пути из бака в бойлер.
В автодоме Hymer Car Yosemite (черный на фото выше) часть трассы водоснабжения проходит под полом и никак не обогревается. Зная, что ночью будет -20, мы даже не стали заправлять воду, ибо итог был ясен заранее.
Если нет обогрева сточных вод
Бывает так что бак сточных вод не утеплён, в этом случае зимой закрывать его не следует. В России вряд ли на это обратят внимание, а в Европе могут оштрафовать. В кемпинге на такой случай можно поставить ведро под слив. Ведро будет проще занести в тёплое место чем поставить на разморозку весь автодом.
В прицепах - дачах встроенный бак для серой воды большая редкость. Круглый год сточные воды собираются в бочку на колесах и отвозятся в канализацию. В кемпинге порой есть возможность встать рядом со стоком и просто протянуть в него трубу слива напрямую.
Так или иначе, серая вода сможет свободно проходить в бак и сразу выливаться наружу, а не замерзать внутри цистерны.
Важно!
Чтобы автодом и прицеп-дача на стоянке стояли ровно в горизонте, иначе вода в трассах слива под днищем может застаиваться и как итог - замерзнуть.
Старайтесь почаще проливать канализацию небольшими порциями горячей воды, чтобы она не успевала замерзнуть на выходе из бака серых вод.
Главные выводы:
- Если сильный мороз застал вас врасплох, то лучше не начинать пользоваться водой, или пользоваться ей регулярно, чтобы не успевала замерзнуть в холодных участках трассы.
- Не закрывайте бак сточных вод если он не обогревается
- Лучше слить воду заранее, чем дать ей замерзнуть со всеми вытекающими последствиями
- Не забудьте слить воду по возвращению из поездки, открыв все возможные клапаны и краны.
Полезный совет: По завершению слива воды из системы я снимаю лейку душа и продуваю трассу напором воздуха из легких. Этот способ еще ни разу не привел к замерзанию остатков воды.
Спасибо, что заглянули на канал!
Я рассказываю о своем личном опыте путешествий на автодомах и с удовольствием делюсь полезными знаниями.
С Уважением, Александр Епифанцев.
Подписаться можно по ссылке "Про автодома с Епифанцевым"