Всем здравствуйте! Сегодня на календаре у нас 30 января. В истории человечества в этот день ознаменован множеством событий. Большинство их носили локальный характер, но некоторые – без преувеличения оказали влияние на весь мир. Одним из таких событий стало освящение в 9 г. до н.э. «Алтаря мира» (2030 лет прошло!) в «Вечном городе» Риме, на северо-восточной окраине Марсова (!) поля.
Нет, «Алтарь мира» это не про «Мир во всем мире» и советский лозунг «Миру – мир!», подразумевавший мирное сосуществование на всей планете весьма далек от смысла, вкладываемое в это создание Гая Цезаря Октавиана Августа. Хотя алтарь « Ara Pacis Augustae» и был посвящен римской богине мира – Pax (Пакс), но знаменовал собой начало «Рах Romana » - Римского мира.
Собственно мирные периоды в истории Рима появлялись всего семь раз. Остальное время – войны. Падение царского Рима и установление римской республики. Борьба патрициев и плебеев. Гражданские войны. Диктатура Суллы. Восстание Спартака. Войны Пунические и Македонские. Разрушение республики и становление империи. Завоевание Альбиона, Германии, Испании, Галлии. Кризис III века. Доминат. Разделение на Восточную и Западную империи. Варвары. Распад Западной римской империи.
Т.е. с миром в Риме были проблемы. Сама история его основания, по преданию, начинается с братоубийства.
Да, собственно, и размещение «Алтаря мира» на поле, посвященном богу войны и изначально предназначенном для проведения тактических учений... наверное много говорит о понимании мира римлянами.
Воздвижение «Алтаря мира» связано с завершением в 13 г. до н.э. войн, которые первый император Август вел в Испании и Галлии и его триумфальным возвращением в Рим. Возможно, римляне и считали, что после завершения этих войн наступит всеобщий мир.
Но это был мир «по Риму». Для обеспечения мирной жизни в метрополии необходима была покорность колоний, что обеспечивалось силой римских легионов. Чтобы кормить римский плебс бесплатным хлебом и обеспечивать его досуг развлечениями нужно было, как минимум, поддерживать власть Рима в провинциях и колониях. И не только законами, но, в основном, силой.
Как бы то ни было, но алтарь стал замечательным произведением искусства. И, кстати, одним из древнейших образцов римской архитектуры, дошедшим до наших дней.
Архитектура «Алтаря мира» классически проста. В плане он представляет собой прямоугольник из каррарского мрамора с двумя входами – восточным и западным. Стены завершает трехъярусный фриз украшенный барельефами с растительными и морскими мотивами. Барельефами украшены и все стены, как снаружи, так и изнутри. Внутри располагался собственно алтарь.
Здесь когда-то приносили в жертву животных и/или совершали подношения масла, благовоний, и т.п. На северной и южной стенах сооружения как раз расположено изображение жертвенной процессии, возглавляемой лично Августом.
За императором следуют его семья, сенаторы, римская аристократия. Изображение детей, между прочим, было своеобразным новаторством в искусстве. Ранее подобное было недопустимо.
Западный фасад украшен барельефом, изображающим богинь – покровительниц Рима. Первая – Теллус – богиня земли, плодородия и изобилия Теллус с детьми.
Изображение второй богини практически не сохранилось. Видно только, что она восседает на троне из мечей и копий.
Восточный фасад посвящен истории самого Рима. На нем воплощены образы Ромула, Рема и их деда по матери Энея, совершающих жертвоприношение.
После падения Рима в раннем средневековье, «Алтарь мира» (римского) был затоплен водами Тибра (символично, не правда ли?)
Разрозненные скульптурные композиции алтаря были обнаружены в 1568 году. Ими были украшены вилла Медичи, Ватикан. Что-то попало в Лувр. Раскопки, продолжившиеся во второй половине XIX в. осложнялись построенными выше алтаря зданиями. Наконец, в 1879-1881 годах алтарь был идентифицирован. А в 1938 году Бенито Муссолини распорядился реконструировать алтарь на его нынешнем месте. Сделано это было в честь 2000-летия первого императора Римской империи Октавиана Августа. Разумеется здание алтаря было реконструировано в черно-белой гамме, поскольку в то время даже не историки и архитекторы даже не предполагали, что в античности архитектурные сооружения и скульптура раскрашивались природными растительными и минеральными красителями. Раскрашенные алтарь, разумеется смотрелся внушительней.
В 2006 году по проекту архитектора Р. Мейера вокруг алтаря был построен «колпак», защищающей его от воздействия неблагоприятной окружающей среды.
Сегодня « Ara Pacis Augustae » входит в число архитектурных и исторических достопримечательностей Рима.