Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Символика и гибель крестов Лавры

Говоря о Троице-Сергиевой Лавре, нельзя не сказать о ее крестах. Над Успенским, самым большим собором монастыря, стоит самый крупный и сложный по орнаменту крест. Центральный медальон креста напоминает щит, из которого выходят двенадцать копий, а венчает крест корона. Поскольку Успенский собор строился по образу и подобию московского, то и значение у него было столь же государственное: символ власти и побед Ивана Грозного. Корона и щит трактуются метафорически, как регалии Царя небесного. С внешней стороны перекладин к кресту прикреплено множество шариков, похожих на бубенчики. Символически они изображают капли крови, пролитые Иисусом Христом на кресте.

Крест Успенского собора. Фото Куркова В.Д.
Крест Успенского собора. Фото Куркова В.Д.

В 1923 году в Сергиевом Посаде прошел мощный ураган. Протодиакон Сергей Боскин, записал свои воспоминания: «Был воскресный день, я шел тогда по Нижней улице. Около восьми часов утра налетел с запада ужасный вихрь, затрещали деревья, на домах зашевелились крыши… Ухватившись накрепко за дерево, смотрю на Лавру и вижу: центральный крест Успенского собора качается, затем гнется, гнется и, срываясь, виснет на цепях с восточной стороны купола. Минут через десять вихрь ослабел». Крест вернулся на место только в 1946 году, да и то только с третьей попытки, потому что его поднимала артель рабочих практически вручную.

Успенский собор, современный вид. Фото из открытых источников
Успенский собор, современный вид. Фото из открытых источников

Из самого центра крестов Предтеченской церкви выходят прямые и волнистые лучи, на концах которых находятся двенадцать звезд, а в подножии креста расположен полумесяц. Двенадцать расходящихся звезд символизируют двенадцать апостолов, разошедшихся с проповедью учения Христа по всей земле. Символ полумесяца на крестах вопреки распространенной ошибке не имеет отношения ни к исламу, ни к победе над Казанским ханством в XVI веке. На самом деле это греческая буква «U» – ипсилон, с которой начинается слово «высота» в греческом языке. Значение монограммы заключается в том, что парадоксальным образом позорная смерть на кресте в христианстве стала символом славы и высоты.

Купола и кресты Предтеченского храма. Фото автора
Купола и кресты Предтеченского храма. Фото автора

Эти кресты тоже пострадали от стихии. Июль 1920 года был очень засушливым и жарким. Сначала загорелся небольшой магазин у Пятницкой башни, а вскоре заполыхала и сама башня, от которой огонь перекинулся на часть стены и главный вход. Очевидец события Сергей Волков вспоминает: «С позолоченного купола святых ворот уже капал расплавленный металл, купол коренился, оплывал, затем рухнул и пламя взметнулось еще сильнее. В толпе тревожно говорили, что если огонь доберется до академических зданий, то на воздух взлетит вся Лавра: в Электроакадемии (была размещена на территории монастыря в советские годы) хранились взрывчатые вещества». С большим трудом огонь удалось потушить.

Крест Надкладезной часовни. Фото Куркова В.Д.
Крест Надкладезной часовни. Фото Куркова В.Д.

Есть мнение, что глава с крестом Надкладезной часовни является одной из тех четырех глав Предтеченского храма, которые убрали в XIX веке. Внизу креста нет полумесяца, зато есть косая перекладина. По-видимому, кресты с косой перекладиной впервые появились на куполах храмов взамен крестов с полумесяцем только в XVI веке, а до этого такой тип креста изображался лишь на иконах или в интерьере храма. Косая перекладина напоминает весы. В одном из богослужебных текстов крест Христа назван «мерилом праведным», то есть весами, на которых взвешиваются добрые и злые дела человека после смерти.

Крест Михеевской церкви. Фото Куркова В.Д.
Крест Михеевской церкви. Фото Куркова В.Д.

Четырехконечный крест Михеевской церкви похож на католический тип распятия. На нем нет ни полумесяца, ни косой перекладины, почти нет орнамента. Зато в центре него находится небольшая рельефная фигура Иисуса, хотя его изображение на купольных крестах практически никогда не делали. Над фигурой изображен небольшой свиток с буквами «ИНЦИ». Согласно Библии, Понтий Пилат прибил к изголовью креста надпись с виной казнимого. Там было написано «Иисус Назорей – Царь Иудейский». Это означало, что Иисус из Назарета приговаривался к казни, потому что якобы объявил себя царем и готовил мятеж. Сохранилось свидетельство, что в 1871 году на средства купца Шапошникова «глава и крест были вызолочены через огонь».

По материалам "Подмосковье сегодня"

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесьПолный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.