Найти в Дзене
Михаил Ванеев

Dave Hill (SLADE): Для меня главным было произвести впечатление

Эксклюзивное интервью для проекта «На сцене и за кулисами».

«Для меня главным было произвести впечатление. Я хотел не просто оказаться на вершине хит-парада, а стать там самым заметным. Я точно знал, что делаю». Dave Hill

Dave Hill
Dave Hill

— Согласны ли вы с утверждением, что фотография вносит важный вклад в создание образа артиста?

— Я убежден, что хороший фотограф помогает в создании имиджа артиста, причем порой эта помощь заключается в поданной им или ей хорошей идее — хорошим примером являются кулаки с нашими именами на пальцах на обложке альбоме «Slayed».

SLADE by Gered Mankowitz
SLADE by Gered Mankowitz

— Что для вас лично значит фотография?

Замечательный творческий инструмент, исполняющий решающую роль в совершествовании образа артиста для его подачи публике.

— Как вы лично относились и относитесь к процессу работы с фотографами?

Для меня это сущее веселье — я умею представить лучшим образом и себя, и проект, которому были посвящены годы. Так что я в курсе, как все это устроено.

-3

— Что лично вам дала работа с фотографами? Был ли этот опыт полезен вам как артисту?

— Этот опыт оказался очень полезен. Понимание того, как это работает и чего мы можем добиться от фотокамеры... Я хочу сказать, в те дни фотоаппараты были не те, что нынче — быстрые и цифровые. Тогда приходилось дожидаться результатов.

-4

— Что значит для вас костюм артиста? Как создавались ваши костюмы? Это были ваши идеи или вы корректировали идеи дизайнеров? Ваш любимый костюм?

— Свой первый костюм я создал собственноручно, а затем мне понадобилась помощь с дополнительными идеями, и мне порекомендовали двух людей — Стива и Барбару Мегсон. Они были настоящие мастера этого дела, и спроектировали некоторые из моих лучших образов, ставших впоследствии культовыми и растиражированными в прессе и на телевидении. Среди них — мой имидж «Суперхулигана» (Superyob) с соответствующей гитарой. Я не могу выделить среди моих костюмов самый любимый, они все мне нравятся. Но самым обсуждаемым стал прикид «Металлической монахини» (Metal nun), тогда мы находились на первом месте в чартах с "[Cum On Feel The] Noize" в 1973-м.

Имидж «Суперхулигана» (Superyob) с соответствующей гитарой
Имидж «Суперхулигана» (Superyob) с соответствующей гитарой
Dave Hill в прикиде «Металлической монахини» (Metal nun)
Dave Hill в прикиде «Металлической монахини» (Metal nun)

— Для обложек "Play It Loud", "Slayed?", "Sladest", "Old, New, Borrowed and Blue", "Slade in Flame", "Nobody's Fools", "Whatever Happened to Slade?" был приглашен Gered Mankowitz. Чем был обоснован этот выбор?

— Все верно, он был лучшим и создал обложки всех вышеперечисленных альбомов. Фактически, ему требовался целый день, чтобы получился нужный снимок. Он очень творческий и приятный в жизни человек.

SLADE by Gered Mankowitz
SLADE by Gered Mankowitz

— Известно ли вам в какую примерно или точно сумму обходилась работа фотографа или художника для обложки в 70-е годы?

— Такой информацией я не располагаю, но могу предположить, что он стоил весьма недешево — но он был самым верным кандидатом и в полной мере стоил того. Мы были отличной группой, и Чес Чендлер желал для нас самого лучшего.

— Какие ошибки делают фотографы? Что вам лично не нравится в работе фотографов в студии, на концерте или пресс-конференции?

— Все совершают ошибки, даже лучшие в своем деле. Иногда некоторые из наших лучших снимков были сделаны на скорую руку фотографами случайных печатных изданий. Как известно, нам нужна пресса, а им нужны отличные фотографы, чтобы получить от нас лучшее. У нас постоянно бывали слишком затянутые фотосессии, порой они даже не приносили достойных результатов. Так все и происходит — что-то получается здорово, а что-то не очень.

— Обложка "Slayed?". Какова её история?

— Пожалуй, можно считать, что я уже ответил на этот вопрос раньше. Идея этой концепции принадлежала Чесу Чендлеру. Он подумал: кулаки с большими пальцами вверх демонстрируют повсеместно. Но что, если добавить к этому небольшой штрих — надпись Slade на пальцах? Гениальная, скажу вам, идея, хотя нам понадобился целый день, чтобы сделать все как надо. Для этого снимка я разделся по пояс, чтобы смотреться брутальнее — еще одна прекрасная идея, на этот раз Гэреда.

Более подробно историю создания легендарной обложки Дэйв рассказал в своей автобиографии «So Here It Is. The Autobiography» (2017); данный фрагмент впервые публикуется на русском языке:
Я думаю, в музыкальном плане мы многого достигли с альбомом «Slayed?», даже несмотря на то, что нам пришлось включить туда песню "Mama Weer All Crazee Now", дабы ублажить звукозаписывающую компанию. Для нас эта запись стала определяющей — и не только из-за обложки, которая стала культовой. Мы снова провели фотосессию с Гэредом Манковичем — ему хорошо удавалось воспринимать наши идеи и находить способ их воплощения.
Чес всегда придерживался убеждения, что группа добьется еще большего успеха, если в центре всего будет находиться именно группа Slade как единое целое, а не четыре самостоятельных музыканта. Он возражал против наших имен на обложке — мы должны были стать одним четырехглавым чудовищем. Именно с этой обложки берет начало наш образ с буквами Slade на кулаках. Чес сказал: «Покажите свои пальцы, а на них — S L A D E». И это при том, что у Дона два пальца обмотаны пластырем. Гэред работал целый вечер, чтобы получить этот снимок. Я разделся по пояс, так как был вполне мускулист — продемонстрировал тем самым нашу грубую сторону. Наверное, отсюда возникла вся эта тема про мое прозвище Super Yob. Вообще, забавно, если задуматься — что раздеться пришлось именно главному любителю приодеться в группе. Я думаю, эта обложка придала нам новую, более острую грань, чем привыкли думать о нас люди — многие считали нас группой, которая выпускает только синглы. Этот образ укрепился после того, что мы устроили на фестивале в Линкольншире, и придал нам толчок сразу на двух рынках — рок- и поп-музыки.

SLADE by Gered Mankowitz
SLADE by Gered Mankowitz

— Обложка и фильм «Slade in Flame». Насколько известно, костюмы были из особенной ткани, не комфортные для движения. Чья это идея и кто дизайнер костюмов? Сколько продолжались съёмки для фильма, клипа и тв-шоу? У вас другая прическа. Чья идея и чем это было обосновано?

— Я не помню точно, сколько времени на это ушло, но одно я помню точно эта ткань послужила искрой, воспламенившей идею подсветить костюмы, чтобы они засияли. Это действительно был необычный материал, и одежда из него была очень некомфортной. Стив и Барбара изготовили эти костюмы, сияющие при наведении на них света, и нам потребовалось ощутимо немало времени, чтобы заснять это видео.

Если вкратце, то отдельные части фильма снимались на протяжении нескольких дней, а то и недель. Музыкальный клип "Far Far Away" был частью этого. И это я подал идею сделать прически как у битлов — чтобы подчеркнуть, что события разворачивались в шестидесятых. Мне не запомнился концертный костюм — возможно, те [светоотражающие] костюмы был только для телевидения, так как нам не нравилось носить их и они вызывали раздражение кожи.

Dave Hill (Slade in Flame. 1974) by Gered Mankowitz
Dave Hill (Slade in Flame. 1974) by Gered Mankowitz

— С 1969 по 1978 на обложках были фото группы. В отличии от других групп у вас не было рисованных обложек. Это было принципиальное решение, продвигать ваши образы. Или вы обращались к художникам, но не получали желаемого результата для оформления?

— У нас всегда на первом плане выступали члены группы, как на ранних альбомах The Beatles — чтобы люди лучше нас узнавали. Нам не нужны никакие причудливые рисунки, это — Slade, и на обложке должны быть наши лица.

— Какая ваша любимая обложка альбома Slade и почему?

— «Slayed». Замечательный образ и замечательный альбом. «Slade In Flame» тоже очень хороший альбом. У нас было так много отличных пластинок.

-11

— Какая из обложек наиболее точно соответствовала концепции альбома в музыкальном плане?

— Несомненно, это «Slayed» — он запомнился людям лучше всего. Конечно, другие обложки тоже были хороши — «Slade In Flame», «Slade Alive», шикарный зальник нашего концерта в 1971 году, «Old, New Borrowed and Blue» и «Nobody’s Fools».

Dave Hill. Photo by Olly Curtis
Dave Hill. Photo by Olly Curtis

Я надеюсь, эта информация будет полезной. Продолжайте фотографировать - это отличное занятие делать волшебные снимки людей и мест. Это область искусства и творчества. Берегите себя.

Всего наилучшего

Dave

Дон Пауэл - барабанщик SLADE. Интервью для проекта «На сцене и за кулисами»

Короли глэм-рока SLADE в объективе Gered Mankowitz

Перевод: Максим Епанчинцев

«НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ★ ON STAGE AND BACKSTAGE»
© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski