Найти в Дзене
Михаил Ванеев

Gered Mankowitz первый фотограф Rolling Stones

Эксклюзивное интервью для авторского проекта НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ON THE STAGE - AND OFF фотографа Михаила Ванеева

Гэред Мэнкович (Gered Mankowitz) родился в Лондоне 3 августа 1946 года. В 15 лет ушел из школы, решив не сдавать экзамены, и, таким образом, не получил никаких формальных свидетельств об образовании. Увлечение и явный талант к фотографии заработали ему место стажера в знаменитом фотоагентстве Camera Press. В 17 лет он открыл свою студию Masons Yard Studio в Лондоне. В 19 лет Мэнковича приглашают сопровождать молодую группу The Rolling Stones в их первом большом туре по США по 48 городам и он становится их первым штатным фотографом. Его камера Hasselblad (единственный бренд камер, который когда-либо использовал Гэред) запечатлела не только будущие легенды рока, но и смысл 1960-х и дух нового поколения...

Гэред Мэнкович посвятил музыкальной индустрии более полувека и признан одним из самых значимых фотографов в истории рок-музыки. Награжден почетной стипендией Королевского фотографического общества.

Упустить возможность пообщаться с Гэред Мэнкович для любого, кому интересна тема фотографии, было бы настоящим преступлением!

Гэред, что такое фотография лично для вас?

— Фотография – это моя жизнь, на протяжении почти 60 лет. Я просто не могу представить жизнь без неё.


Можете назвать пять главных составляющих успеха фотографа Gered Mankowitz?

— Пожалуй, пять основных компонентов моей карьеры - креативность, позитивность, решительность, профессионализм и эмпатия.

Камера Hasselblad — единственный бренд камер, который когда-либо использовал Гэред
Камера Hasselblad — единственный бренд камер, который когда-либо использовал Гэред

Что помогало вам развиваться, как фотографу?

— Так уж сложилось, что я сделал карьеру фотографа . Дело в том, что я фотографировал одну группу за другой, каждая удачная фотосессия приносила мне больше работы, так что всё это развилось естественным образом, и я довольно быстро обрёл известность в этой сфере.

Какими были условия контракта с The Rolling Stones? Из чего складывался ваш гонорар? Количество отснятых плёнок, фиксированный гонорар в день, неделю, месяц и т.д.?

— Я не помню, сколько получил за свою первую работу с The Rolling Stones, но уверен, что какие бы деньги я ни получил, сперва я согласился с условием, что они смогут использовать фотографии как им вздумается, но при этом авторские права на фотографии сохранятся за мной. Расчёт между нами производился в гвинеях, чей курс составлял 1 фунт и 1 шиллинг - мы считали, что этот дополнительный шиллинг покрывает расходы на фотоплёнку и прочие производственные издержки. Это была совсем не высокооплачиваемая работа, зачастую я ловил себя на мысли, что потерял деньги на этой фотосессии - но, вероятно, в итоге я всё-таки заработал на продажах фотопринтов, которые в те времена были значительной частью бизнеса.

«Непонятно, почему даже к концу 1964-го у нас всё ещё было туго с деньгами. Наш первый альбом, Rolling Stones, лидирует в чартах, его продали 100 тысяч штук, больше, чем когда-то — первого альбома The Beatles. И где же, спрашивается денежки? На самом деле мы для себя решили, что даже если останемся при своих, нас это устраивает». Из книги Кита Ричардса (The Rolling Stones) «Жизнь».

Сегодня для тысяч фотографов первостепенная задача – как продвинуть себя в соцсетях. Как вы продвигали себя, когда открыли свою студию в возрасте 17 лет?

— В начале 60-х, кажется, весь промоушн состоял из людской молвы и писем агентам, управляющим компаниям и компаниям звукозаписи. Думаю, большая часть работы появлялась в результате проведения фотосессий с группой, вскоре от их менеджера или звукозаписывающей компании начинали поступать новые предложения. В те времена клиенты были куда лояльнее - если им нравилось, что вы делаете, то они доверяли вам всю остальную работу.


Что из себя представляет ваш фотоархив? Какое количество плёнок?

— Не уверен точно, сколько изображений в моём архиве, я даже и не пытался подсчитать всё это. Но одних только фотографий The Rolling Stones там больше 5 тысяч (это более 400 роликов для среднеформатных фотокамер, по 12 кадров с размером 6х6. Прим. автора).

Mick & Kit, Photo: Gered Mankowitz
Mick & Kit, Photo: Gered Mankowitz

Как, на ваш взгляд, изменилось сегодняшнее отношение людей к процессу фотографирования? Например, как такие парни, как Мик Джаггер и Кит Ричардс (The Rolling Stones), вели себя по отношению к фотографу в 1965 году, по сравнению с сегодняшней молодежью, с которой вы работали?

— В былые времена такие люди, как Мик и Кит, или Джими Хендрикс, относились ко мне как к приятелю, даже как к близкому другу. Мы работали сообща, пытаясь запечатлеть на плёнке нечто соотносящееся с их музыкой и тем имиджем, который группа хотела производить. Сегодня, говоря о моём довольно ограниченном опыте сотрудничества с современными молодыми исполнителями, я бы сказал, что они не ожидают или не имеют возможности установить подобные отношения с фотографами. Несколько месяцев назад я делал фотосессию с молодой группой, и они были крайне удивлены, что я запомнил их имена по мере проведения сессии! Похоже, весь их имидж нацелен исключительно на Instagram...

Каким по вашему мнению должно быть отношение артиста к процессу работы с фотографом?

— Фотографируемые субъекты должны понимать, что фотография - это ключевая часть бизнеса, и что создать правильный образ - это важный аспект их работы. Одна из причин, по которой я хотел основать собственную студию - чтобы мои субъекты сперва вносили вклад в создание их фотографий, физически приходя ко мне. Как правило, что большинство людей не любит, когда их фотографируют. Хотя, похоже, сегодня это отношение меняется!  

«Slade in Flame» 1974 был концептуальным проектом с основательной подготовкой и планированием. В техническом плане, очень требовательной и сложной - но группа проявила терпеливость и поддержку.
«Slade in Flame» 1974 был концептуальным проектом с основательной подготовкой и планированием. В техническом плане, очень требовательной и сложной - но группа проявила терпеливость и поддержку.
«Не важно, цифра это или аналог - если в первую очередь вы обращаете внимание на технику, то это неудачная фотография». 

Принято считать, что фотография развивается: фотографическое оборудование и программы обработки фотографий достигли пика совершенства. А изменилось ли по вашему мнению, что-то в процессе работы фотографа с людьми. Появилось ли что-то сверх новое в портретной съёмке, чтобы сказать — это современная фотография?

— Ну, зачастую современные фотографии выполнены в гиперреалистичном ключе - крайне резкие, в них прослеживается суровая, подчас грубая эстетика. В целом, мне не нравится смотреть на пост-обработку; точно так же, как и в былые времена я не хотел бы, чтобы люди обращали внимание на мои технические приёмы из проявочной комнаты - я хочу, чтобы они смотрели на субъект фотографии. Не важно, цифра это или аналог - если в первую очередь вы обращаете внимание на технику, то это неудачная фотография.

Ваши фотографии сделанные в 60, 70, 80-е были востребованы тогда и стали ещё более ценны сегодня. Отпечатки ваших работ приобретаются в галереях по всему миру. Как вы считаете, какой может быть судьба фотографий сегодняшних фотографов через 30- 50 лет? Будут ли они ценны также, как то, что вы делали 55 лет назад?

— Невозможно предугадать. Может, люди перестанут вешать фотографии и картины на стены - вдруг у них будут электронные, цифровые виртуальные стены с потоком бесконечно сменяющих друг друга изображений согласно каким-нибудь персональным настройкам - время, настроение и т.д. Может, они будут меняться в зависимости от музыки, которая играет в данный момент! И ценность фотографий будет основываться на совершенно других критериях - фотопринты из 60-х, сделанные с оригинальных негативов, перейдут в статус антиквариата, где расценки зависят от редкости экземпляра.  

Ещё одно эксклюзивное интервью: Короли глэм-рока SLADE в объективе Gered Mankowitz

Эксклюзивные интервью с мастерами
фотографии для проекта "На сцене и за кулисами":

Fin Costello - фотограф №1
Neil Zlozower. Получаешь то, за что платишь

Перевод: Максим Епанчинцев

НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ★ ON THE STAGE - AND OFF
© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski