В конце сентября 1942 года 62 армия под командование генерала В.Чуйкова была прижата к Волге в самом Сталинграде.
Положение было критическим так как обескровленная армия занимала небольшой участок прибрежной полосы в 500-600 метров глубиной.
На помощь 62 армии была срочно переброшена 284-я стрелковая дивизия под командованием Н.Батюка.
- « О своей дивизии Батюк доложил: укомплектована и вооружена хорошо, численный состав – десять тысяч, в том числе три тысячи матросов с Тихого океана, Балтики и Чёрного моря ( среди черноморцев были и участники обороны Одессы). Перед последним переформированием дивизия отличилась под Касторной. Армия получила превосходную, выдающуюся по стойкости и боевому упорству дивизию, которая в битве за Сталинград заслужила гвардейское Знамя » — Крылов Н.И. «Сталинградский рубеж». Издание второе, стр. 164 - М.: Воениздат, 1984
284 стрелковая дивизия переправившись через Волгу в ночь на 23 сентября 1942 года, выбила немцев из сталинградской нефтебазы и закрепилась на берегу.
После этого фронт стабилизировался. Немцы и советские войска начали вести позиционную войну, где главной силой стали снайперы и бронебойщики.
Немцы активно использовали группы кочующих расчетов ручных пулеметов. Эти группы косили советскую пехоту и в обороне и в атаке, нанося большие потери.
Против них использовались советские снайперские пары, которые начали эффективно бороться с немецкими пулеметчиками.
Против советских снайперов немцы начали использовать своих снайперов. Так, Сталинград превратился в поле снайперской битвы.
Одним из лучших советских снайперов считался старшина 1-й статьи 284 стрелковой дивизии Василий Зайцев.
Василий Зайцев первым начал применять ПТРС как снайперское оружие.
На ПТРС ставился прицел и это оружие могло бить на дальние расстояния. Так, впервые было применено снайперское крупнокалиберное оружие, что существенно расширило возможности снайперов.
Как немецкие, так и советские снайперы активно воевали на нейтральной полосе, используя ложные позиции. Позиции меняли после каждого выстрела. Их стандартно было до пяти. Советские снайперы также использовали "манки", то есть прикрепляли к проволочным заграждениям веревки и дергали их, вызывая интерес противника, который выглядывал из-за укрытий и получал пулю.
Снайперские группы легко отражали атаки с обоих сторон, уничтожая вначале командиров, а затем выборочно по солдатам.
В ноябре 1942 года снайперское противоборство усилилось и в Сталинград прибыл начальник школы снайперов в Цоссене - штандартенфюрер СС Хайнц Торвальд.
Торвальд смог убить двух советских снайперов и лично командир 284 -й стрелковой дивизии Н.Батюк поручил Василию Зайцеву ликвидировать немецкого "суперснайпера".
Василий Зайцев так писал о поединке с Торвальдом:
«Было понятно, что пред нами действует опытный снайпер, поэтому решили его заинтриговать, но первую половину дня необходимо было переждать, потому что блеск оптики мог нас выдать. После обеда наши винтовки были уже в тени, а на позиции фашиста упали прямые лучи солнца. Из-под листа что-то заблестело — снайперский прицел. Меткий выстрел, снайпер упал. Как только стемнело, наши пошли в наступление и в разгар боя мы из-под железного листа вытащили убитого фашистского майора. Взяли его документы и доставили их командиру дивизии».
Этот пример хорошо показывает ожесточенность снайперского противостояния в Сталинграде. Обе стороны хорошо использовали снайперов, которые наносили ощутимый урон обоим сторонам. Как таковой перевес не был ни на одной стороне. И немцы и советские снайперы вели эффективную борьбу друг с другом.