Найти тему
Будни туриста

Брейгели-младшие в Подмосковье

Оглавление

#32

Приветствую всех.

В Новоиерусалимском музейно-выставочном комплексе проходит выставка нидерландской живописи Золотого века - Младшие Брейгели и их эпоха.

Произведения искусства являются предметами частной коллекции Валерии и Константина Мауергауз, которая представляет произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России.

Работы Брейгелей на выставке дополняет ряд произведений их современников — широко известных фламандских и голландских авторов. Всего в экспозиции представлено 70 работ, большая часть из которых показаны российской публике впервые.

Основу выставки составили работы представителей династии Брейгелей. Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший.

Родословное дерево Брейгелей.
Родословное дерево Брейгелей.

Произведений основателя династии, самого Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет национальной нидерландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко. Однако гений великого мастера дал импульс для длительного, не в одном поколении, развития особой брейгелевской традиции, картины которой и вошли в экспозицию.

"Феномен Брейгелей", как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей.

Большинство работ выставки выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже — на меди или холстах. Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика видит впервые.

Произведениям Брейгелей, а также работам мастеров их эпохи — художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков — коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах, а также в частных галереях.

Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть — 29 произведений — уже была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

А сейчас вниманию публики представлены уже 70 произведений — в два раза больше.

Таким образом, выставка гораздо полнее характеризует феномен семьи Брейгелей и в целом — обстоятельства бытования искусства в условиях свободного рынка в Европе в XVI–XVIII веках.

Про творчество Брейгеля-старшего у меня уже был материал.

Сегодня хочется показать труды его потомков.

У Питера Брейгеля-старшего, основателя династии, было два сына - Питер и Ян.

По нидерландским традициям старшего сына в семье называли именем отца, таким образом у сына Питера появилась приставка - младший. Позже также будет и у Яна -Ян-старший, Ян-младший. У Яна-старшего, кроме сына, было ещё две дочери.

Питер Брейгель-младший. Невеста Духова дня (дня Святой троицы)
Питер Брейгель-младший. Невеста Духова дня (дня Святой троицы)
Мартен Ван Клеве-старший, Гилис Мостарт.  Сельский праздник в день св.Себастьяна со сценой свадьбы.
Мартен Ван Клеве-старший, Гилис Мостарт. Сельский праздник в день св.Себастьяна со сценой свадьбы.
Мартен Ван Клеве-старший. Избиение младенцев.
Мартен Ван Клеве-старший. Избиение младенцев.

В центре выставки — произведения Питера Брейгеля Младшего, сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены.

Питер Брейгель-младший. Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне.
Питер Брейгель-младший. Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне.
Питер Брейгель-младший. Перепись в Вифлееме.
Питер Брейгель-младший. Перепись в Вифлееме.

Ниже работа Питера Брейгеля-старшего - Перепись в Вифлееме.

-8

Питер Брейгель-младший. Крестьянская свадьба.
Питер Брейгель-младший. Крестьянская свадьба.
-10

Особого внимания заслуживает сравнительно крупный по размерам холст "Крестьянский праздник".

Питер Брейгель-младший. Крестьянский праздник.
Питер Брейгель-младший. Крестьянский праздник.

Питер Брейгель-младший. Деревенский адвокат.
Питер Брейгель-младший. Деревенский адвокат.

Вообще, Питера Брейгеля-старшего многие любили копировать.

Одну из его картин копировали 147(!) раз.

Ниже показаны картины Яна Брейгеля-старшего и Питера Брейгеля-младшего: это копии с картины отца Зимний пейзаж с ловушкой для птиц, хотя точное копирование работ отца не являлось их стезей.

-13

Ян Брейгель-старший пошел путем создания новых жанров, новых иконографических схем, ориентируясь преимущественно не на бытовые образы, а на мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма.

Ян Брейгель-старший.
Ян Брейгель-старший.

Ян Брейгель-старший.
Ян Брейгель-старший.

Работы Яна Брейгеля Старшего дополняют картины его сына, ученика и наследника мастерской - Яна Брейгеля Младшего. Их мастерская была одним из самых популярных и востребованных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.

Ян Брейгель-младший.
Ян Брейгель-младший.
Ян Брейгель-младший.
Ян Брейгель-младший.

Непосредственно "брейгелевский" раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, исполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии различных растений, насекомых и морских гадов.

-18
Картинки на меди.
Картинки на меди.

Коллекция фламандской живописи XVII века представлена в собрании коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз во многом как продолжение художественной традиции Брейгелей, которая господствовала в Антверпене вплоть до XVIII века.

Сформировавшиеся на ее основе жанры: пейзаж, натюрморт, портрет выросли в целые школы и направления, которые на выставке представлены образцами творчества известных художников.

Себастьян Вранкс. Лесной пейзаж с путниками на дороге.
Себастьян Вранкс. Лесной пейзаж с путниками на дороге.

Отдельную группу на выставке образуют работы Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса — известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров, предпочитавших создавать произведения камерного формата и в этом смысле выступавших прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.

Саломон Якобс Ван Рёйсдал. Путники и стадо коров возле хижины у колодца.
Саломон Якобс Ван Рёйсдал. Путники и стадо коров возле хижины у колодца.
Давид Тенирс младший. Крестьянская пара, читающая письмо на кухне (аллегория зрения)
Давид Тенирс младший. Крестьянская пара, читающая письмо на кухне (аллегория зрения)
Давид Тенирс-младший. Чудесный улов.
Давид Тенирс-младший. Чудесный улов.

Предмет особенной гордости коллекции четы московских коллекционеров — произведения фламандских и голландских натюрмортистов, особенно раннего этапа в развитии этого жанра. Такого рода картины сравнительно поздно и, главным образом, уже после Второй мировой войны, стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей, поэтому они до сих пор, за редчайшими исключениями, отсутствуют в музеях России.

Поэтому первоклассные по живописному качеству образцы этого жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел.

 Балтасар Ван Дер АСТ (при участии Йоханнеса Баумана). Натюрморт с фруктами, раковинами и обезьяной.
Балтасар Ван Дер АСТ (при участии Йоханнеса Баумана). Натюрморт с фруктами, раковинами и обезьяной.
Исаак Скоро. Натюрморт с корзиной винограда, ежевикой на фарфоровом блюде и тюльпанами в стеклянной вазе.
Исаак Скоро. Натюрморт с корзиной винограда, ежевикой на фарфоровом блюде и тюльпанами в стеклянной вазе.
Ян Давидс Де Хем.
Ян Давидс Де Хем.

Одновременно они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта.

Балтасар Ван Дер АСТ.
Балтасар Ван Дер АСТ.
Йоос де Момпер, Ян Брейгель-младший. Деревенский пейзаж с колодцем.
Йоос де Момпер, Ян Брейгель-младший. Деревенский пейзаж с колодцем.
Ян Брейгель-младший. Аллегория вкуса.
Ян Брейгель-младший. Аллегория вкуса.

Мы благодарны, что нам предоставлена возможность увидеть в сопоставлении все нюансы как общности композиционной типологии, так и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.

Хендрик Ван Бален, Ян Брейгель-младший. Аллегория четырех стихий.
Хендрик Ван Бален, Ян Брейгель-младший. Аллегория четырех стихий.

Франс II Франке. Страшный суд.
Франс II Франке. Страшный суд.
Ян Брейгель-младший.
Ян Брейгель-младший.

В будни народа достаточно много.

-33

Обычно в выставочном комплексе проходят несколько временных выставок, также здесь есть несколько постоянных экспозиций.

В фойе находится зона кафе, рядом - сувенирный магазин.

Мы же пошли погулять в расположенный рядом Ново-Иерусалимский монастырь.

Всем удачи.