#32
Приветствую всех.
В Новоиерусалимском музейно-выставочном комплексе проходит выставка нидерландской живописи Золотого века - Младшие Брейгели и их эпоха.
Произведения искусства являются предметами частной коллекции Валерии и Константина Мауергауз, которая представляет произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России.
Работы Брейгелей на выставке дополняет ряд произведений их современников — широко известных фламандских и голландских авторов. Всего в экспозиции представлено 70 работ, большая часть из которых показаны российской публике впервые.
Основу выставки составили работы представителей династии Брейгелей. Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший.
Произведений основателя династии, самого Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет национальной нидерландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко. Однако гений великого мастера дал импульс для длительного, не в одном поколении, развития особой брейгелевской традиции, картины которой и вошли в экспозицию.
"Феномен Брейгелей", как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей.
Большинство работ выставки выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже — на меди или холстах. Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика видит впервые.
Произведениям Брейгелей, а также работам мастеров их эпохи — художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков — коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах, а также в частных галереях.
Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть — 29 произведений — уже была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
А сейчас вниманию публики представлены уже 70 произведений — в два раза больше.
Таким образом, выставка гораздо полнее характеризует феномен семьи Брейгелей и в целом — обстоятельства бытования искусства в условиях свободного рынка в Европе в XVI–XVIII веках.
Про творчество Брейгеля-старшего у меня уже был материал.
Сегодня хочется показать труды его потомков.
У Питера Брейгеля-старшего, основателя династии, было два сына - Питер и Ян.
По нидерландским традициям старшего сына в семье называли именем отца, таким образом у сына Питера появилась приставка - младший. Позже также будет и у Яна -Ян-старший, Ян-младший. У Яна-старшего, кроме сына, было ещё две дочери.
В центре выставки — произведения Питера Брейгеля Младшего, сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены.
Ниже работа Питера Брейгеля-старшего - Перепись в Вифлееме.
Особого внимания заслуживает сравнительно крупный по размерам холст "Крестьянский праздник".
Вообще, Питера Брейгеля-старшего многие любили копировать.
Одну из его картин копировали 147(!) раз.
Ниже показаны картины Яна Брейгеля-старшего и Питера Брейгеля-младшего: это копии с картины отца Зимний пейзаж с ловушкой для птиц, хотя точное копирование работ отца не являлось их стезей.
Ян Брейгель-старший пошел путем создания новых жанров, новых иконографических схем, ориентируясь преимущественно не на бытовые образы, а на мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма.
Работы Яна Брейгеля Старшего дополняют картины его сына, ученика и наследника мастерской - Яна Брейгеля Младшего. Их мастерская была одним из самых популярных и востребованных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.
Непосредственно "брейгелевский" раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, исполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии различных растений, насекомых и морских гадов.
Коллекция фламандской живописи XVII века представлена в собрании коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз во многом как продолжение художественной традиции Брейгелей, которая господствовала в Антверпене вплоть до XVIII века.
Сформировавшиеся на ее основе жанры: пейзаж, натюрморт, портрет выросли в целые школы и направления, которые на выставке представлены образцами творчества известных художников.
Отдельную группу на выставке образуют работы Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса — известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров, предпочитавших создавать произведения камерного формата и в этом смысле выступавших прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.
Предмет особенной гордости коллекции четы московских коллекционеров — произведения фламандских и голландских натюрмортистов, особенно раннего этапа в развитии этого жанра. Такого рода картины сравнительно поздно и, главным образом, уже после Второй мировой войны, стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей, поэтому они до сих пор, за редчайшими исключениями, отсутствуют в музеях России.
Поэтому первоклассные по живописному качеству образцы этого жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел.
Одновременно они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта.
Мы благодарны, что нам предоставлена возможность увидеть в сопоставлении все нюансы как общности композиционной типологии, так и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.
В будни народа достаточно много.
Обычно в выставочном комплексе проходят несколько временных выставок, также здесь есть несколько постоянных экспозиций.
В фойе находится зона кафе, рядом - сувенирный магазин.
Мы же пошли погулять в расположенный рядом Ново-Иерусалимский монастырь.